(84,87,88) Мелодия C60 28737
= ПОСТ-ПОП • НОН-ПОП = = POST-POP • NON-POP =
• журнал "Мелодия" 4'1989: об альбоме "Post-Pop – Non-Pop" rus SIDE ONE - 21:14 - Post-Pop (Пост-Поп)
- Ecstatic Lullaby (Экзальтированная колыбельная)
- Torn Page (Вырванная страница)
- Wonders of the Paradise (Чудеса рая)
- Absolute Solo (Абсолютное Соло) (1987)
SIDE TWO - 22:13 - March Syndrom (Маршевый синдром) (1987)
- Genetic Code (Генетический код) (1987)
- Origin of Species (Происхождение вида) (1984)
- After-the-Sound (To the Memory of Tamara Glytneva) Послезвучие (Памяти Тамары Глытневой) (1988)
- Erotic fish Marouani (Frivolous Offering) Эротическая рыба Маруани (Легкомысленное приношение) (1987)
- Night Pulsation (Пульсация ночи) (1982)
© 1982, 1984, 1987 M.Chekalin (P) 1988-89 MELODIYA С60 28737 003 Композиции и исполнение Михаила Чекалина. Михаил Чекалин - синтезаторы, ритм-компьютеры, вокал, восьмиканальный магнитофон, сведение. Звукорежиссер: И.Замараев. Редактор: О.Глушкова. Художник: М.Чекалин. Фото Д.Чекалина. Постромантизм в музыке, постимпрессионизм в живописи, постмодернизм в литературе... Как известно, эти течения в искусстве, с одной стороны, отрицали содержание романтизма, импрессионизма или модернизма, а с другой - пользовались их же собственными выразительными средствами. Когда московский композитор Михаил Чекалин (р. 1959) назвал свою сюиту «Пост-поп – нон-поп», он имел в виду поп-музыку, т. е. популярную, легкую, эстрадную музыку наших дней. И в самом деле, в сюите Чекалина можно услышать и отголоски «космических танго» французской группы «Спейс», и певучие тембры польского певца и композитора Чеслава Немена, и электронные медитации западногерманского органиста Клауса Шульце. Но сходство это - чисто внешнее. Если первую свою грампластинку «Вокализ в рапиде» М.Чекалин построил как концертные портреты популярных музыкальных жанров, выполненные в стиле современной электронной музыки, то в сюите «Пост-поп – нон-поп» он применяет обратный метод. Так же как художники поп-арта создают свои неожиданные коллажи из самых простых предметов повседневного спроса - консервных банок (Э.Уорхол) или фотоиллюстраций (Р.Раушенберг), так и Чекалин в настоящей работе пользуется готовыми моделями поп-музыки лишь как исходным материалом. Разве нельзя не услышать, что «Эротическая рыба Маруани» или «Экзальтированная колыбельная» - это не столько подражание Дидье Маруани и Жан-Мишелю Жарру, сколько изящная пародия, скорее добродушная, чем гротесковая (очень уж тонко стилизованы заголовки этих номеров под названия картин Рене Магритта или стихотворений Поля Элюара). Впрочем, ключ к пониманию сюиты содержится уже в первом номере - «Пост-поп» (а открывающий вторую сторону «Маршевый синдром» представляет собой его вариант): джазовые гармонии, автоматные очереди ритм-компьютера, деформированные тембры человеческого голоса, имитация патетических скрипок - все это по отдельности так типично для повседневного использования электромузыкальных синтезаторов в дискотеке, на эстраде, в кино или театре. «Вырванная страница» и в самом деле могла бы стать сопровождением к какому-нибудь мультфильму, если бы сама по себе уже не была столь выразительной и пластичной. «Абсолютное соло» - виртуозная концертная пьеса, в которой роль солистов-импровизаторов - скрипача, саксофониста, трубача - исполняет, разумеется, один автор - композитор М.Чекалин. Кстати, при записи своей музыки он не пользуется секвенсорной технологией, все, что вы слышите на пластинке, в принципе может быть повторено в концерте, хотя создается в студии звукозаписи. Если «Абсолютное соло» импровизируется на фоне плотного «хеви-металлического» аккомпанемента, то «Чудеса рая», на первый взгляд, также незамысловатая импровизация в духе Чеслава Немена, на деле основана на сложном переплетении ритмических рисунков. Кстати, общее у Чекалина и Немена, скорее, в другом - в создании общеславянского прошлого, сплавившего культуры Востока и Запада в единое и неразрывное целое - как в пьесе «Генетический код», своего рода фрагменте монументальной эпической фрески. Условно восточную атмосферу нашей истории передает восьмая часть сюиты - «Происхождение вида». Название «Послезвучие» говорит само за себя - это эпитафия, заставляющая вспомнить Гете: «Звуки замирают, гармония остается», с той разницей, что в данном случае звуки не замирают, но неожиданно обрываются, как будто выключен синтезатор-компьютер. Завершает сюиту «Пост-поп – нон-поп» раздел, названный «Пульсация ночи». Это дань почтения Клаусу Шульце, музыканту, фактически открывшему современную историю электронной музыки, вынесшему эксперименты электроакустических студий к широкому слушателю. Д.УХОВ |