СВЕТ И МУЗЫКА Версия для печати

Студия светографики, за время существования которой состоялось более сотни представлений, и стала тем решением, которое, по словам Михаила Чекалина, славно названного «российским гением эмбиента» позволило «вернуть электронной музыке сценическое пространство».            

Как пишет искусствовед А. Флорковская (Академия художеств России), «с самого начала своей творческой карьеры Чекалин  проявлял  интерес не только к концертному исполнению своих музыкальных сочинений, но и к созданию «среды», которая возникает благодаря включению в  пространство, создаваемое звучащей музыкой, элементов иной «природы»: графики, реди-мейдов, света и движения. Сам композитор – автор  декоративных графических композиций, свободно сочетающих абстракцию и фигуратив» (там же).

В светомузыкальном действе Аудио-визиона используются специальная светодинамическая  установка, светоорган, разработанная С. Дорохиным и Д. Чекалиным, многопроекторная полиэкранная диапроекция и киновидеопроекция, позволяющие добиваться сложных визуальных эффектов: прихотливой игры геометрическими построениями и световыми, включающими все цвета спектра, объемными формами, наподобие голограммы подвешенными в пространстве.

Сами проецируемые слайды изготавливались самостоятельно в той же Студии.
Каждый из исходных слайдов предварительно сделан либо с применением комбинированных съемок или специальных оптических насадок, либо с использованием элементов боди-арта, либо представляет собой снимок специально сконструированного или нарисованного объекта.

Все изображения получены «чистым» оптическим путем – без применения компьютерной технологии для обработки изображения или специальной ретуши и дорисовки по готовой фотографии – при одновременном проецировании на поверхность экрана нескольких (2-4) исходных слайдов и изображений от уникальной конструкции светооргана.

Проецирующиеся изображения накладываются одно на другое и взаимодействуют друг с другом, создавая эффект движущейся инсталляции, согласно с режиссерским замыслом и в соответствии с партитурой музыкального произведения.

Изощренная машинерия Аудио-визиона давала возможность использовать все нюансы агогики – от слабого проникновения той или иной линии (что приводит на память «линию с нажимом», одну из категорий эстетики В. Кандинского) или светового пятна до интенсивного аккордового светового сочетания со средствами слайдо- и видеопроекции.

Синестезию как «далеко идущее родство между различными искусствами» (Кандинский) в Аудио-визионе Чекалина отмечал и Keyboard (июнь 1988), писавший о «линии и цветовой аранжировке в стиле Кандинского» применительно к музыке этого композитора.

В частности, использование слайдов и слайдо-проекторов, делая возможным «оживить» фотографический образ и сделать зримой динамику его метаморфоз, позволяло всё же сохранить, в отличие от кино, самоценность каждого кадра.

Представая в виде фоторабот, хотя они и являют собой лишь фрагменты, вырванные из некоего большего целого, действа, развивающегося во времени по своим внутренне присущим законам динамики, эти куски и обрывки, как известно, зачастую, обретают совершенно иную, а то и новую эстетическую и смысловую окраску, подобно выхваченной из контекста фразе...

Вот что конкретно стоит за часто приводимой цитатой из культового журнала клавишников Keyboard о том, что Студия Михаила Чекалина – прямая воспреемница Скрябиновской студии.
 
«Экспериментальная студия электронной музыки и динамической светографики»  композитора Михаила Чекалина – одна из провозвестниц новых художественных форм футуристического искусства (future mode of aesthetic production) лазерных светошоу.

Деятельность Студии электронной музыки и светографики приходится, практически, на все 80-е; более сотни представлений состоялось за это время, предоставив то решение, которое, по словам Михаила Чекалина, славно названного  «гением эмбиента из России» позволило «вернуть электронной музыке сценическое пространство». 
           
Как пишет искусствовед А. Флорковская (Академия художеств России), «с самого начала своей творческой карьеры Чекалин проявлял интерес не только к концертному исполнению своих музыкальных сочинений, но и к созданию «среды», которая возникает благодаря включению в  пространство, создаваемое звучащей музыкой, элементов иной «природы»: графики, реди-мейдов, света и движения. Сам композитор – автор  декоративных графических композиций, свободно сочетающих абстракцию и фигуратив» (Поругание пацифика, или Полижанровые формы с Малой Грузинской).

В светомузыкальном действе Аудио-визиона используются специальная светодинамическая  установка, светоорган, разработанный С. Дорохиным и Д. Чекалиным, многопроекторная полиэкранная диапроекция и киновидеопроекция, позволяющие добиваться сложных визуальных эффектов: прихотливой игры геометрическими построениями и световыми, включающими все цвета спектра, объемными формами, наподобие голограммы подвешенными в пространстве.

Сами проецируемые слайды изготавливались самостоятельно в той же Студии.
Каждый из исходных слайдов предварительно сделан либо с применением комбинированных съемок или специальных оптических насадок, либо с использованием элементов боди-арта, либо представляет собой снимок специально для этого сконструированного или нарисованного объекта.

Все изображения получены «чистым» оптическим путем – без применения компьютерной технологии для обработки изображения или специальной ретуши и дорисовки по готовой фотографии – при одновременном проецировании на поверхность экрана нескольких (2-4) исходных слайдов и изображений от уникальной конструкции светооргана.

Проецирующиеся изображения накладываются одно на другое и взаимодействуют друг с другом, создавая эффект движущейся инсталляции, согласно с режиссерским замыслом и в соответствии с партитурой музыкального произведения. Изощренная машинерия Аудио-визиона давала возможность использовать все нюансы агогики  – от слабого проникновения той или иной линии (что приводит на память «линию с нажимом», одну из категорий эстетики В. Кандинского) или светового пятна до интенсивного аккордового светового сочетания со средствами слайдо- и видеопроекции. Синестезию как «далеко идущее родство между различными искусствами» (Кандинский) в Аудио-визионе Чекалина отмечал и Keyboard (июнь 1988), писавший о «линии и цветовой аранжировке в стиле Кандинского» применительно к музыке этого композитора.

В частности, использование слайдов и слайдо-проекторов, делая возможным «оживить» фотографический образ и сделать зримой динамику его метаморфоз, позволяло всё же сохранить, в отличие от кино, самоценность каждого кадра.

Представая в виде фоторабот, хотя они и являют собой лишь фрагменты, вырванные из некоего большего целого, действа, развивающегося во времени по своим внутренне присущим законам динамики, эти куски и обрывки, как известно, зачастую, обретают совершенно иную, а то и новую эстетическую и смысловую окраску, подобно выхваченной из контекста фразе…

Вот что конкретно стоит за часто приводимой цитатой из культового журнала клавишников Keyboard о том, что Студия Михаила Чекалина – прямая воспреемница Скрябиновской студии.

На короткое время к концу 80-х Студия получила официальный статус; однако вскоре было отнято само ателье-мастерская – его попросту залило кипящей водой; новым хозяевам города это как раз сыграло на руку..

Последнее представление состоялось в 1993 году в Mосковском доме художников, на музыкальном фестивале «Альтернатива».

…когда эстетика клипа, с быстрым мельтешащим покадровым монтажом…
…постарайтесь себе представить, какой психоделический эффект вызывала у зрителя такая вот покадровая психоделическая атака различных визуальных образов в большом формате прямо в зале.

 

 

 

читайте также

 

 

 

ГИТИС Альманах 3-2015

 

 

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА


 

 

А. К. Флорковская

Московский государственный академический художественный институт

им. В.И. Сурикова (МГАХИ им. В.И. Сурикова),

Москва, Россия

«СТУДИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ И ДИНАМИЧЕСКОЙ

СВЕТОГРАФИКИ». К ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО

НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация:

Статья посвящена одной из малоизученных страниц московского

неофициального искусства: деятельности экспериментальной светому-

зыкальной и аудиовизуальной Студии АКВИО (1979—1993, М. Чекалин,

Д. Чекалин, С. Дорохин, М. Какушкин), в проектах которой воплоща-

лось синтетическое понимание художественного процесса, близкое к эм-

биенту и психоделике. Такие подходы ярко характеризуют культурную

ситуацию рубежа 1970—1980- годов и являются продолжением экспери-

ментов в области синтеза искусств эпохи авангарда, 1920-х гг. и идей рус-

ского космизма.

Ключевые слова: неофициальное искусство, 1980-е, электронная

музыка, светомузыка, аудивизуальные проекты, синтез искусств, эм-

биент, психоделика, русский космизм.

A. Florkovskaya

Surikov Moscow State Academic Art Institute

Moscow, Russia

«THE STUDIO OF ELECTRONIC MUSIC AND DYNAMICAL

LIGHT GRAPHICS». A GLIMPSE INTO THE HISTORY

OF MOSCOW UNOFFICIAL ART

Abstract:

The article is devoted to the history of Moscow unofficial art that is yet

to be explored: the coming-into-being of an experimental light- and audio-

visual studio AKVIO (1979—1993, M. Chekalin, D. Chekalin, S. Dorok-

hin, M. Kakushkin). Their projects embodied the integral understanding of

an artistic process, closely related to ambient and psychoedelic art. This ap-

proach brightly represents the cultural context of the 1970—1980’s and is

closely connected to the experiments with the synthesis of art earlier in the1920’s when the avant-garde epoch and the ideas of Russian cosmism ma-

nifested themselves.

Key words: unofficial art, 1980’s, electronic music, light-show, audiovisual

projects, synthesis, ambient art, psychedelic art, Russian cosmism.

 

 http://gitis.net/almanakh/item/almanakh-3-2015

 

 

 

 

 

 

 
More Info