22. АРТ-ПРОЕКТ М. ЧЕКАЛИНА «БЕЗВРЕМЕНЬЕ» в галерее "Винсент" Версия для печати

А.Флорковская (искусствовед, ст. научный сотрудник Российская Академия Художеств научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств)   

 

 

ImageImage Проект «Безвременье», представленный в галерее «Винсент» по сути, отменяет привычные и по сей день границы между языками творческого высказывания - звуком, цветом, движением, словом. Эти языки служат выражению смыслов, трансцендентных искусству, но есть жесткая неизбежность в том, что ключевые смыслы могут проявиться, обрети собственное существование только в языках искусства. Творческий язык Чекалина поли-инструментален. Открытие выставки началось исполнением фрагментов монооперы композитора «Что есть По…» на стихи обэриутов, сопровождавшимся слайд-шоу, видеопроэкцией динамически выстроенной из живописных, графических и фото коллажей разных лет, а также светографики композитора начала 1980-х годов. Звучание голоса актрисы Н.Власовой сливалось со стихией поэтической речи и напряженным музыкальным ритмом, со сложными свето-цветовыми и линейными конструкциями светографики. Чекалин - композитор, последовательно работающий в области электронной музыки, и поли-инструментализм коренится в самой структуре его творческого мышления, сложившегося в годы, которые можно было бы назвать новой эпохой синтеза искусств, 1970-е-1980е. Его поли-инструментализм, во-первых музыкальный, связанный с возможностями синтезатора, во вторых, его поли-инструментализм тотальный. Музыка - наиболее абстрактный вид искусства в смысле претворенности и очищенности образов, но вероятно, композитора не устраивает присущая музыке абстрактность, он ищет дополнить ее визуальными возможностями, возможностями света и движения, объединение которых позволяет создать активное и насыщенное пространство-среду. Она получила в музыкальной среде название эмбиент. Чекалин в нашей стране был пионером эмбиента еще в 1970-е годы. Занимаясь живописью и графикой «для себя», но достаточно серьезно, Чекалин был одним из создателей группы АКВИО - студии акустических и визуальных образов (или Московской Эксп. Студии Эл. Музыки и Динамической Светографики) . Светомузыкальные шоу студии являлись сопряжением в пространстве света и беспредметной формы, своего рода «пространственной живописью», одной из составляющих которой были и собственные графические и живописные работы композитора. Впрочем, долгое время они оставались в тени музыкальных сочинений Чекалина. В галерее «Винсент» живопись и графика экспонировались впервые. Лишь немногое и раньше становились достоянием публики: Чекалин оформлял с их помощью свои музыкальные диски. В галерее работы представлены в виде полихромных принтов. Интересно сравнить их с музыкальными произведениями Чекалина, хотя такие сравнения, возможно, не совсем корректны. Но там, где композитор обращается к визуальным образам, они обогащаются спецификой его музыкального мышления. В графике он предпочитает активное цветовое пятно, экспрессивную, но твердую и ясно очерченную линию. Его образы, а это по-преимуществу образы человека: автопортреты, ню, многофигурные композиции, обычно запечатлены в сильном движении, подчинены ритмам действующего сверх-личного начала, «рока». Абстрактные работы напряженно-экспрессивны. Чекалин обычно работает фактурой крупного цветового объема, пастозным мазком, акцентируя след прикосновения и движения руки. Объекты его работ пронизаны энергией витальной силы, рождающей ощущение восхитительной драмы бытия. Мироощущение автора, запечатленное в напряженных дилеммах деформированной телесности, сочетает архаику и модернизм. Для него важен в изобразительных, как и в музыкальных, работах момент рукотворности, пульсации, несущих живое дыхание еще «становящегося»… Образы и решения визуальных опытов Чекалина почти также расточительны, подавляюще богаты смыслами, темами, мотивами, как и его музыкальные сочинения. В проекте, представленном в галерее, музыкальное и визуальное наслаиваются, смешиваются в восприятии зрителя, претворяясь в единое аудиовизуальное произведение.
 
< Пред.   След. >
More Info