23. Музыка и Электроника, 2009, № 4, с. 2-4, рубрика «Мастер» Версия для печати
Неопознанные объекты музыкальных миров Михаила Чекалина

Елена Орлова
кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России Пора признать грандиозный провал современного искусствознания в постижении интереснейшего периода развития не только зарубежной, но и отечественной, в частности, электронной музыки последних трёх десятилетий XX – начала XXI века. А ведь по его вершинным образцам призвана равняться вся музыкальная культура, в т.ч. разные формы её современной индустрии. И это равнение может воспитывать вкус, учить постижению особенностей художественных стилей, формировать определённые духовные позиции, настраивать критическую рефлексию души, интеллекта, духовно-нравственного сознания. А может быть, особых достижений вовсе не было, и все короли голые? Тогда нужно говорит и об этом. Очередной скромной попыткой осмысления происходящего в окружающем нас художественно-звуковом мире стало обращение к знаковой для отечественной электронной музыки фигуре — Михаилу Чекалину. Была поставлена стандартная на первый взгляд задача — взять интервью по случаю 50-летия этого яркого музыканта, композитора-электронщика высокого класса, имя которого давно ассоциируется с экспериментально-новаторскими направлениями творчества. Но им было сказано столько интересного, в т.ч. о путях и лабиринтах развития музыкальной электроники у нас и за рубежом, что в рамках одной публикации это представилось невозможным. Посему и был выбран совсем другой жанр. Неопознанные объекты музыкальных миров Михаила Чекалина Меломан, впервые погрузившийся в музыкальные миры этого композитора, надолго забывает о земной суете, уходит в необъятный художественный мир сюрреалистических образов, утончённых импрессий и трагедийного экспрессионизма, фантазийно-лирических и трансовых созерцаний («Медитативная музыка для препарированного электро-органа», «Ночные пульсации», «Зелёная симфония» и мн. др.) и только потом с удивлением задаёт себе многочисленные вопросы уже практического толка. Почему электронная музыка этого автора получила известность на Западе, но почти не звучит у нас? Почему музыку Михаила Чекалина издают и пишут о ней в США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, а у нас редко и по случаю? Как могло произойти, что новое поколение мало что знает об этом живущем среди нас Мастере музыкальной электроники, авторский багаж которого составляет более чем 30 изданных альбомов? В чём секрет его творческого метода, позволяющего достигать удивительных по значимости результатов? Ведь пространственно-многослойная фактура большинства сочинений Чекалина складывается в процессе принципиально только ЖИВОЙ ИГРЫ на синтезаторах и пения: как написано на большинстве его изданных дисков, «все сочинения исполнены в реальном живом времени без использования секвенсорных технологий, заменяющих «ручную игру», тем более без компьютерного редактирования». Возможно ли такое в современном профессиональном искусстве? Отчего одни помнят Михаила Чекалина как одного из первых экспериментаторов в области аудиовизульных искусств и эмбиент (его творчество было широко представлено на «бульдозерных» выставках художников-авангардистов, «Группы двадцати» представителей неофициального искусства 60-80-х гг. на Малой Грузинской» и др.); другие почитают за основателя отечественного техно, рейва, прогрессив-рока, психоделической музыки «Пограничные состояния», «Физиологическая токката», «Утерянная психоделика», «Сатурн. Изделие № … «), участника (не путать с В. Чекасиным!) free-jazz групп «Вероятностная симфония в стиле джаз» и др.); а третьи знают как сподвижника «новой музыки», «philharmonic new age» с выходом на «высокие материи» и экзистенциальный подтекст (в т.ч. Пост-симфония «Поругание пацифика», МоNо-опера для драматической актрисы «Что такое есть пО … « на стихи поэтов А. Введенского, Д. Хармса, И. Бахтерева)? Поставим эти вопросы и перед авторами будущих материалов о композиторе, а пока ограничимся предваряющей публикацией выдержек из его статьи, а также посвящённой ему прессы и некоторых уже изданных интервью. [… ] Полную версию статьи см. в бумажной версии журнала, "Музыка и электроника" с.2–4
 
< Пред.
More Info