Boheme CDBMR 009169
= СОNCERTO GROSSO # 1 = - Meditation (Russian Mistery) 14:37
- Fascination 4:15
- Chamber Music 3:14
- To Appreciate The March 4:46
- Symphony Of Lamentations 11:25
- Movie Music 4:04
- Light Melody 1:53
- Dissonata (1990) 19:57
- A Pagan Vocalise (1992) 4:20
- Another Music For Piano - I (1992) 3:53
Tracks 8 - 10 are bonuses. Playing time: 72:46 © 1989, 1990, 1992 M.Chekalin. (Р) 2000 BOHEME Music, CDBMR 009169. All music composed, performed, mixed and produced by Mikhail Chekalin (keyboards, synthesizers, percussion, vocal). All music performed live, in real time; studio work done with the use of analogue multi-track tape recorder without recurrence to sequencer techniques and computer editing. "Concerto Grosso №1" was recorded in 1989, analogue multi-track studio "MDM", Moscow. Sound engineer - Igor Zamarayev. "Dissonata" was recorded in 1990, studio "Videofilm" (this studio occupies the former country house of L.Beriya in Sokolniky, Moscow). "A Pagan Vocalise", "Another Music for Piano -1" were recorded in 1992 at MHAT Theatre, Moscow. CD-R copied from analogue master-tape by V.Ovtchinnikov at his mastering studio, "Mosfilm". Photos for art-cover and booklet by Dmitry Chekalin (a fragment from "electronic music and dynamics light graphics" performance; M.Chekalin, D.Chekalin, S.Dorokhin); graphics for booklet by Mikhail Chekalin. Executive producer: Andrey Feofanov.
Этим компакт-диском мы начинаем издание избранных сочинений Михаила Чекалина с 1979 по 1999 год. Это совершенно отдельная страница русского независимого неофициального искусства 80-х, когда происходит становление, в мире вообще, основных современных тенденций электронной музыки в связи с развитием самих синтезаторных технологий. Впервые открывшись, эта страница, в виде антологического издания из двенадцати виниловых альбомов-гигантов, вышедших в 1991 году на фирме "Мелодия" как независимый проект М.Чекалина при поддержке художественной галереи "М`АРС" - легендарной "Группы 20-ти" с Малой Грузинской - "поразила многих", по словам Алана Фримена (Великобритания, "Аудион", 6/93). "Михаил Чекалин, безусловно, является одним из наиболее радикальных новаторов среди композиторов электронной музыки не только в России, но и в мире. Искусство синтезаторной музыки он вывел далеко за рамки его первоначальной формы". М.Чекалин раздвинул жанровые границы электронной музыки: "Чародей звука, Чекалин вызывает духов своего русского наследия и насыщает их космичным переживанием, - пишет журнал "Хартбитс" (США, лето 93). - Классическое влияние Прокофьева, Стравинского и Рахманинова, фольклорные мелодии и православные песнопения создают этой музыке притягательное обаяние пышной драматической эпопеи, не давая соскальзывать в претенциозность. Взаимодействие электроники и ударных волнующе и оригинально". Полистилизм М.Чекалина - от медитативной музыки и эмбиент до жесткого индустриального или публицистического рок-звучания, до трагифарса, ассоциируемого лишь с симфоническим жанром, от Шостаковича до Шнитке, описывает и А.Фримен, говоря, что его копозиции "перекрывают ... всю область, от пространственного космизма синтезаторной музыки до тщательно продуманных построений, возводимых из сэмплерных звучаний". Пластинка "Вокализ в рапиде", представляющая записи 1983-85 годов и выпущенная "Мелодией" лишь в 1987, не только открывала на этой монопольной тогда фирме новую рубрику электронной клавишной музыки, но и "торила новые музыкальные пути" ("Биллборд", 20 янв.1990). Вторая пластинка, "Пост-поп - нон-поп", ставшая культовой и выдержавшая несколько переизданий, также вышла на "Мелодии" и так же с опозданием, поскольку, как пишет журнал "Киборд" (июль 1991), "фирма "Мелодия" и Михаил Чекалин не ладят между собой. Тридцатидвухлетний композитор никогда не был приверженцем корпоративного духа в его советском варианте". Наша серия, основанная на вышеупомянутой авторской антологии, имеет своей целью отразить не только творческий путь М.Чекалина - композитора-импровизатора - за два последних десятилетия ХХ века, но и обозначить целую эпоху (как это уже очевидно пост фактум) в русской электронной музыке. "Вероятно, Чекалин является лидером среди российских музыкантов в области космического синтезаторного звука" ("Эурок",5,93, США) было сказано по его поводу еще в самом начале 90-х. В советской электронной музыке, имеющей скромную, но уникальную историю, в 60-70-е годы пребывающей в недрах определенной электронной эстетики, представленной в основном творчеством Э.Артемьева,, М.Чекалин открывает новую - филармоническую, полижанровую - эру отечественной электронной музыки 80-х: "Симфонические полотна, музыка в эстетике минимализма, оккультно-умиротворяющее звучание в духе нью эйдж -вот что типично для пионера звука из Москвы Михаила Чекалина" ("МЕ-Саундз", 6,93, Германия"). "Его музыка в стиле "филармоник нью эйдж" (или, если угодно, "новая музыка" на очень высоком уровне" ("Ля ви натюрель",6,93, Франция), который предполагает новое качество композиторского мышления и музыкального исполнения, новое качество творчества. Это реальный документ русского эксперимента, одного из первых в мире филармонических, клавишного происхождения, экспериментов - сопоставимый, например с "Дигитал Мунскейп" Уэнди Карлоса. Музыка, клавишная по происхождению, оказывается на слух далекой от каких-либо клавишных ассоциаций, и становится возможным говорить о реальности оркестрового по звучанию результата, о реальности "абсолютной фонограммы". Это "преодоление извечной границы между композиторским предположением о звуке, закодированном в виде нотных знаков на бумаге,и звуковой реальностью исполнительской интерпретации", по словам самого композитора, которому случалось "от Первого лица" высказываться о "самой проникновенной музыке конца света": "...электронная музыка это не жанр, не стиль, а прежде всего метод работы композитора и музыканта в одном лице в условиях студии звукозаписи. И золотая эра ЭМ уже состоялась, по большей части - еще в докомпьютерной технологии, с использованием тех же сэмплеров задолго до их появления как технологических удобств ... то есть музыканты обходились тем, что исполняли, с последующим многократным наложением, каждую партию так же вручную, как и во времена Баха, с той лишь разницей, что тогда не было многоканального магнитофона и современных электронных тембров ... Появилась новая психология творчества, позволившая музыке стать полностью авторской, когда композитор становится и мультиинструменталистом, и дирижерои, и акустиком. В этом смысле, ЭМ, с одной стороны, самый масштабный, а с другой - самый элитарный процесс, по причине той психологической глубины, на которую погружается композитор, и той степени искренности и интимности, изначально не доступной никакому оркестру: даже при самом гениальном дирижере сто человек лишь метафорически могут стать как один. Масштабность же в том,что ЭМ не дифференцирована по социальным адресам... в одном произведенрии может быть и демократичность рока, и самые переусложненные взлеты авангардистского изыска, и концептуальные подробности тембровой отделки и балансов, и наконец весь пафос симфонического объема". М.Чекалин оказался создателем жанра и в более узком смысле слова, "еще в конце 70-х - начале 80-х, во времена андерграунда, он, - по словам Дм.Ухова (Россия), - создал у нас жанр "эмбиент", играя на выставках художественного объединения "Группа 20-ти"". Часть репродукций живописных работ художников с Малой Грузинской, которыми были оформлены альбомы, выходившие на "Мелодии", мы используем и для оформления нашей серии, в сочетании с уникальными слайдами аудиовизуальных перформансов, проходивших на базе студии электронной музыки и светодинамики: "...в Москве открылась экспериментальная студия - прямая наследница идей скрябинской студии. Основателем и руководителем является композитор Михаил Чекалин. Физик Дмитрий Чекалин и художник -дизайнер Сергей Дорохин создали цветовой орган своей собственной конструкции, который, по словам Михаила, придает его музыке 'линию. и цветовую аранжировку в стиле Кандинского' ("Киборд", июнь, 88); студия просуществовала до конца 80-х. Аннотация не может ознакомить с творчеством музыканта во всех подробностях, о нем есть документальные фильмы и стать; его дискография составляет более двадцати пяти альбомов, за кадром остается музыка к кинофильмам, театральным (театр на Малой Бронной, МХАТ, Центральный детский театр и другие) и телепостановкам, сотрудничество с труппой Б. Эйфмана, балет на льду в театре "звезд" Игоря Бобрина "Фауст ХХ век" (1986)... Представленные на компакт-диске сочинения - "Кончерто Гроссо I" и три бонуса, композиции 90-го и 92-го, более поздние, но того же периода - как и большинство сочинений, вплоть до самого последнего времени, исполнены и записаны без применения компьютерных технологий, в реальном времени и при помощи аналоговых магнитофонов. "В 'Кoнчерто Гроссо I' есть всё то, благодаря чему Михаил Чекалин вошел в мировую электронную музыку и что зафиксировал альбом избранных пьес 'Пульсация ночи' (1993). Если верить интернету, то этот альбом германской фирмы 'Эрденкланг' - один из самых популярных - и кстати, единственный русский - СиДи в жанре электронного нью эйджа на мировой сцене ... и вагнеровская массивность Клауса Шульце, и медитативность 'Тэнджерин Дрим', и воображаемый мировой фольклор Банко де Гайа, и мультимедиальность Жан-Мишеля Жарра..." (Дм. Ухов). В электронной музыке есть свои имена нарицательные: если в Германии это Клаус Шульце или во Франции - Жан-Мишель Жарр, то в России это - Михаил Чекалин. |