Warning: file_exists() [function.file-exists]: open_basedir restriction in effect. File(../configuration.php) is not within the allowed path(s): (/home/chekalin.net/httpdocs:/tmp) in /home/chekalin.net/httpdocs/includes/database.php on line 101

Warning: file_exists() [function.file-exists]: open_basedir restriction in effect. File(../configuration.php) is not within the allowed path(s): (/home/chekalin.net/httpdocs:/tmp) in /home/chekalin.net/httpdocs/includes/database.php on line 101
Официальный сайт - Михаила Чекалина - Mikhail Chekalin - "Кончерто Гроссо 1 и 2"
"Кончерто Гроссо 1 и 2" Версия для печати
"Concerto Grosso 1 & 2" eng, ger, fre, ita, rus
"Кончерто Гроссо 1 и 2" "КОНЧЕРТО ГРОССО #1 и #2" 2000-2001

Еврок в интернете, Михаил Чекалин: "Кончерто Гроссо 1 & 2"

В анналах советской электронной музыки одним из пионеров андерграунда (внеофициальных художников) был Михаил Чекалин. За двадцатилетие 1979-1999 он создал ряд альбомов, о которых сказать "выдающиеся" - этого мало. В 1991 он выпустил серию из 12 долгоиграющих пластинок на русской фирме "Мелодия" при участии Галереи М'Арс. Они скоро сделались недоступными, поскольку были напечатаны малым тиражом. Этими двумя компакт-дисками начинается переиздание серии, что, надеемся, привлечет к его музыке внимание большего числа людей.

"Кончерто гроссо 1 & 2" это буквально ошеломляющие работы, сумрачно-таинственная по фактуре электронная звукопись в духе эмбиент в сочетании с динамичными, симфоническими, отмеченными рок-влиянием поэмами музыкального звука, которые отзываются старинным европейским классицизмом. Надо услышать этот сплав у Чекалина более ранних стилей с новыми музыкальными тенденциями, чтобы его оценить. Людям, уставшим от избытка клише и желающим обнаружить нечто поистине уникальное и особенное по музыке, необходимо это послушать.

"Кончерто гроссо 1" это наполненная мощью работа, суровая эмбиент-фактура электронных звуковых пейзажей в сочетании с динамичными, симфоническими, отмеченными рок-влиянием поэмами музыкального звука, которые отзываются старинным европейским классицизмом. Надо услышать этот сплав у Чекалина симфонических тем и космических звуков с экспериментальными идеями, чтобы его оценить. Эти два альбома одного из оригинальнейших электронных композиторов СССР являются классикой жанра.


 

Стив Хиджиди. Комментарии. "Zoltans Progressive Webpage":

Коллекционерам авангардной электронной музыки следует присматриваться к творчеству этого композитора. Михаил Чекалин ныне считается одним из лучших современных не-групповых композиторов России. Испытав влияние таких, как Прокофьев, Стравинский, Рахманинов, и восточно-европейской фолк-музыки, он начал прибегать к синтезаторно-электронным технологиям, зарождавшимся в конце 70-х - начале 80-х, для создания радикально новаторских работ. В ближайшем будущем "Богема" планирует выпуск его материала объемом на 12 долгоиграющих пластинок.

"Кончерто гроссо № 1" начинается достаточно невинно 14-минутной "Медитацией". Это сочинение представляет собой эмбиент стандарт, сопоставимый с подобными работами, издававшимися в то время у других композиторов. Набираются обороты, и фонограмма обогащается зловещими духовыми в манере Стравинского, которые несет дальше, словно совершается медленная езда в ад. Синкопированные партии духовых - уникально русские. Далее Чекалин продолжает вводить, или, если угодно, накладывать, всевозможные элементы, включая сэмплы из 80-х, этнический распев, обработанные звуки и инструментов на целую комнату. Медленно и кинематографично развивающийся гул, где ведут Заппа-ские духовые, нарастает по напряжению и по Чарлз-Айвз-ской плотности, прежде чем затихнуть. Самое лучшее это то, что последующие композиции следуют той же формуле, более-менее. Слышал ли я что-нибудь подобное? Никогда. К такой музыке, возможно, пришли бы Шостакович и Айвз, если бы они дожили чтобы овладеть заодно оркестром, несколькими сэмплерами и компьютером. Я бы не рекомендовал "Кончерто гроссо № 1" кому-то, кто не знает глубоко авангарда, классической и прогрессивной электронной музыки, но если вы ценители того и другого жанра, непременно отметьте для себя этого композитора.

Композиции: 10/10; Качество записи: 10/10.


 

ProgressiveWorld.net, Михаил Чекалин "Concerto Grosso No. 1". Рецензия: Стефания Соллоу, Январь 2003

Да, ну это довольно длинная рецензия-комментарий, не так ли? Хотя то, что я должна сказать, я считаю, стоит прочесть, всё-таки с самого начала хочу сказать, что получила полное удовольствие, слушая этот диск. Это не из тех обычных штук, по которым я схожу с ума, и это совершенно непохоже на металл, который я в последнее время слушаю, но будучи женщиной эклектических вкусов… Это прогрессивно в самом подлинном смысле, в том смысле, что оно расширяет само определение музыки, топорща, протыкая, пробивая обертку.

"Кончерто гроссо # 1" в основном минималистская, текучая вещь русского композитора Михаила Чекалина, хотя временами (в более коротких пьесах) от этого происходят, до некоторой степени, отклонения. Это первое из серии переизданий сочинений Чекалина с 1979 по 1999 на русской фирме Boheme. Изначально они были изданы на фирме "Мелодия" в 1991 году, хотя сама музыка датируется 1989 (три бонус трека - 1990 и 1992-м). Это издание включает аннотацию и по-русски и по-английски и дает краткий очерк о Чекалине и его творчестве. Те, кто более знаком с русской музыкальной сценой, лучше смогут определить место Чекалина в истории музыки (и в ее настоящем), нежели я. Всё, что я могу вам сказать, помимо того, что напечатано в буклете, это то, что содержит сам диск (между прочим, хотя, возможно, о Чекалине специально не говорится, Дэвид МакКоннелл написал статью о русской прогрессивной музыке, которая опубликована в Background Magazine, номер 79).

"Симфония причитов" сочетает два стиля, или манеры этого альбома, где в начале он, по своей сути, очень эмбиентный. Доносится вокализация, по звуку одновременно автохтонно-американская и арабская. Всё в недосказанности, в отстраненности, в восприятии издалека. Это сложная пьеса, но, как ведь и почти всё остальное в этом альбоме, много всего происходит одновременно, хотя ты, может быть, и не заметишь с первого прослушивания. На всем протяжении стенает причитающий голос, но он очень тих. Потом, где-то чуть дальше середины, звуки начинают "выстреливать" из сведения. Под конец получается весьма замечательный какофонический звук - с элементами джаза.

Первая из более длинных композиций, "Медитация (Русская мистерия)", серьезная и мглисто-мутная музыка. Под мутным я подразумеваю, не в смысле, как это сделано, а в смысле воздействия. Подобно океанским глубинам, где едва пробивается солнечный свет (и даже глубинней, где не пробивается вовсе). Эта пьеса развивается в неторопливом темпе, хотя использованные обертоны и эффекты создают ощущение напряженного драматизма. То самое ощущение, "что-то здесь притаилось". Призраков чуешь, но не видишь; вода приходит в движение и лишь кожей чувствуешь нечто, проходящее мимо. Но есть другие моменты, где мы ближе к поверхности, где атмосфера прозрачнее, но всё же не такая прозрачная, как стекло. Звук птичьего щебета (или то, что подражает звуку птичьего щебета) выносит нас к этой поверхности. Но ты как-то сразу не замечаешь, что наше путешествие вывело нас со дна океана к его поверхности, поскольку угол зрения менялся медленно, плавно-текуче. На дальнем плане дрожат редкие фортепианные ноты, меж тем как бесплотные голоса то доносятся, то умолкают.

Так что, здесь тебе не будет роскошных симфонических композиций и запоминающихся мелодий. Нет лейтмотива, в лад которому ты бы мог мурлыкать (и нигде в альбоме, на самом деле, хотя есть исключение, "Языческий вокализ"). Это больше похоже на неупорядоченность, беспричинность жизни, которая, кажется, перетекает себе как-то от одного момента к другому. Но не единственная нить одной жизни, а несколько, все случающиеся согласованно. Жизнь - омут приливов и отливов, он и есть вся вселенная целиком, макрокосм. Чекалин добивается этого при помощи клавишных, синтезаторов, ударных и вокала, но они используются скорее как средство чтобы достичь определенной тональной окраски, определенного воздействия. Здесь такое множество слоев, что оно похоже на живой организм. (Конечно, художественная репродукция на обложке отражает эту "аква-йность", но если для начала этого не видел, всё равно придешь к тому же самому).

И только подумаешь, что раскусил этот альбом, как начинается игривая "Прелесть". Тут тебе веселые трубы органа, не сильно воинственные ударные… одновременно есть ощущение приближающегося парада (хотя не яро и не напыщенно, как могло бы подразумеваться) и, под стать нашей акватической теме, резвящихся дельфинов. Счастливая и блаженно-бездумная стайка дельфинов, вот что приходит, на самом деле, на ум. Фортепианные ноты, перебор и аккорды. Хотя по-прежнему сохраняя минималистский оттенок, это более "веско", чем более воздушные пьесы. Музыка ближе на переднем плане, и ощущение полумглы уходит.

"Камерная музыка" заставила меня подумать, что я в доме для престарелых оперных певцов и классических музыкантов… (и взбрел на ум - названием, не музыкой - "Дом у моря" / "Home by the Sea" "Дженезис"'а). Все они зачинаются каждый в своем собственном мире - оперный "женский" голос здесь (это Чекалин), фортепиано там, струнные тут - и как-то их миры всё же увязываются. И если это опера и классика в "Камерной музыке", то в "Дани маршу" - биг-бэнд и водевиль, вот что мы слышим. Металлические трубные звуки на фоне повторяющегося, выпуклого и упругого лейтмотива… по батуту на палочке верхом… м-м… ага. Сверх этого, тут нам еще женски-звучащий вокал. Орнаментированно - это мало сказать. Разнообразно, без всякого сомнения.

"Киномузыка" сообразна названию… и, в согласии с темой, в ней та же опасная сила, что и в теме из "Челюстей", хотя пьеса звучит ничуть не похоже на то. Но в ней есть сердцебиение ударных, стучащее сильнее, когда драматизм нагнетается… выравнивающееся, когда наступает обманчивое затишье… потом снова накатывающее, с возвращением опасности. Это ужасающе волнует, возбуждает…

В качестве противовеса, за ней следует "Проходящая мелодия". Короткая пьеса, которая отзывается аква-натюрным ощущением всего остального альбома и включает что-то от того же драматизма (мрачно рокочущие тона, которые ненадолго появляются)…

Три бонус трека включают почти 20-ти минутную "Диссонату". Она не идет вразрез с другими пьесами на этом альбоме, и со стилем Чекалина (как вы увидите в нашем обзоре "Кончерто гроссо # 2), но она не столько от преисподнего мира, сколько от мира иного. Звуковые эффекты по-прежнему прихотливо возникают, проскакивают, проскальзывают в случайных (на вид) местах, но здесь звуки резче и визгливей. Это не то, как я представляю себе диссонанс, хотя по определению это так. Есть и мягкие, фортепианоподобные ноты на дальнем плане, хотя, как и всё остальное, появляются они лишь ненадолго. Как и в "Медитации", есть ощущение движения… странных и удивительных инопланетных созданий, увиденных как если бы в инопланетном сафари. Меж тем как некоторые ноты игривы, такая аранжировка это не игрушки. Я имею в виду, это серьезная экспедиция, хотя инопланетяне (которые могут так же легко оказаться до сих пор не ведомыми земными видами) могут быть комическими в своих поступках (комическими, с человеческой точки зрения).

Разыщите этот альбом. Оценки: 5/5


 

ProgressiveWorld.net, Михаил Чекалин "Concerto Grosso No. 2". Рецензия: Стефания Соллоу, Февраль 2003

Вторая самая длинная пьеса на диске Михаила Чекалина "Кончерто гроссо # 2" это "Подвешенное состояние в танцах". Хотя Чекалин русский, о чем вам придется думать, слушая эту 16-ти минутную с чем-то пьесу, так это об итальянских фильмах ужаса. Ну, об итальянских фильмах ужаса и о новоорлеанском джазе. Готические голоса - высокие и низкие - плывут параллельно пустоватому сначала фортепиано, которое довольно скоро обретает силу, отваживаясь вступить в более джазовые сферы. И этим описывается лишь часть того, что происходит, поскольку в этой композиции вы услышите и барабаны и ударные, эти последние звучат вполне, как кастаньеты. Закройте глаза и думайте о Бэла Лугоши, фильмах ужаса Хаммера, и тому подобном. Всё это говорится настроением и воздействием… и это даже не всё, что сказано. Эта пьеса такого рода, для каких были сделаны наушники, поскольку поверхностное прослушивание не улавливает всех нюансов. Так ведь, с другой стороны, прогрессивная музыка и не была никогда для поверхностного прослушивания.

По большей части, "Кончерто гроссо # 2" может быть угловатым и более авангардным, нежели его предшественник, "Кончерто гроссо # 1". Первая пьеса, "Новое болеро с продолжением", несколько воинственно благодаря ударным, но ему присуща также весьма суровая и мрачная фактура. По временам, оно очень кинематографично, хотя и эксцентрично. Мне вспоминается Феллини. На каждый конвенционально звучащий инструмент (труба, например) приходится по неконвеционально звучащему "инструменту" (звонящий телефон).Чекалин использует, однако, клавишные и синтезаторы для создания многих из этих звуков, ударные и его собственный вокал довершает дело.

В "России как интервью на Запад и на Восток" также есть стенающий вокал, здесь имеющий несколько средневосточный вид. Музыка, находящаяся на дальнем плане, вполне минималистская и эмбиентная. Как в других, более длинных пьесах, введенные без швов различные "инструменты", сказав свое слово, без швов уводятся. Всё это придает пьесе, и всему альбому, сильное ощущение движения, по мере того как звук волнами сворачивается и разворачивается.

Проходя под рубрикой "Космическая электронная музыка", не слишком для меня напоминает "космическое пространство" (хотя "иномирная" подошло бы; хотя пространство, в терминах пространственных отношений, да). "Разрешение вникуда" звучит, тем не менее, космически, в одном смысле слова, в этих взрывах обработанных легкой дисторцией ударных звук больше похож на дуэль на "лазерных бластерах" из "Звездных войн"… хотя в конце он больше "художественный" и музыкальный - вроде как победитель палит самого звука ради. Незатухающие клавишные подчеркивают эту перепалку.

К альбому в этом богемовском издании добавлены два бонус трека, "Фрагмент киномузыки" - этот-то по временам вызывает космическое ощущение и, как и другие здесь пьесы (написанные в одно время), он идет волнами, и бьется пульсом, и… ну, дышит. Второй это "Сон под аккомпанемент с голосом и симфоническое превращение (Диссоната 2)", где есть то, что можно было бы описать как космизм. Незатухающие синтезаторы поддерживают парящую, невесомую атмосферу, меж тем как звенящее фортепиано и синтезаторные накаты создают драматизм. "Голос" из названия может напомнить народу оргазмический голос в "Great Gig in the Sky" Пинк Флойд - земной и свободный, и незаторможенный. В то же время, ну… я бы описала это как джаз в глубоком космосе, как мерцающий образ звездных полей перед мысленным оком. Как и с другими треками, это очень общее описание, поскольку Чекалин рисует свои музыкальные ландшафты, звездные пейзажи с помощью различных фактур.

Для тех, кто ищет музыку, которая постоянно интригует, которая, кажется, посильнее топорщит обертку, - им и испробовать "Кончерто гроссо # 2".

Оценки: 4,5/5


 

Кристиан Сельм Прогрессив Ньюслеттер # 40 Июнь 2002. Стиль: электронная авангардная музыка, современная классика. Михаил Чекалин - Кончерто гроссо № 1 & № 2 (Boheme Music)

Наконец-то что-то новое от Boheme Music, лэйбла, специализирующегося на публикации на CD музыки из бывшего Советского Союза. В этот раз, представляются два сочинения русского keyboarder’а М.Чекалина, который опубликовал многочисленные альбомы в области электронной музыки с 1977 по 1999. Чекалин, музыка которого отмечена как влияниями классических композиторов - Прокофьева, Стравинского и Рахманинова, так и фольклорной музыки его страны, так же как и православных хоралов, играл совершенно особую роль, что касается современной электронной музыки, во внеофициальном искусстве своей родины. Помимо key-boards и синтезатора, также percussion элементы определяют world-sounds обоих его кончерто гроссо, которые имеют медитативный, чрезвычайно космически-астральный, минималистский и экспериментальный характер. Хотя играет только один человек и хотя всё записано без всяких overdub’ов, некоторые пассажи звучат почти как маленький камерный оркестр, к которому Чекалин добавляет еще очень своеобразное пение. Во многом возникает впечатление авангардистического, атонального толка, с внутренним надрывом; не сразу возможно понять структуру. Очень часто слышны, кроме того, очень интересные и даже захватывающие фрагменты и пассажи. Чтобы полностью слушать оба альбома подряд, не надо пугаться, а надо быть открытым к авангардной музыке. Совсем нескромно скажу свое собственное субъективное мнение: через 20 минут мне пришлось сделать паузу, потому что для меня оказалось слишком - к материалу надо привыкнуть. Оба CD снабжены множеством бонус треков, и лэйбл уже объявил о дальнейших новых публикациях этого художника. Только для людей, имеющих уши слышать; слышать и понимать.


 

Фред Трэфтон "New Gibraltar Encyclopedia of Progressive Rock" CE-CM Chekalin, Mikhail (Russia) Updated 7/12/02

Михаила Чекалина часто сравнивают с Клаусом Шульце, и внешне это не плохое сравнение. Действительно, кое-что из музыки Чекалина вполне напоминает раннего Клауса Шульце. Другие сравнивали его стиль с мрачным синтезисом у Питера Фромадера. Но пусть даже "Boheme Records" и называет изданные ими "Кончерто гроссо 1" и "Кончерто гроссо 2" "Космической музыкой", на самом деле, область этой музыки простирается между Шульце или ранними "Тэнджерин Дрим" и более "Классическими электронными" владениями Мортона Суботника или амелодическими ранними работами Вэнди Карлоса. Оба "Кончерто" Чекалина это, в основном, настоящие инструменты (ну, их сэмплы, исполненные посредством клавиш) и вокальные партии, сильно обработанные, с тем чтобы подвергнутые дисторции звучания вплетались в альтернативные звуковые измерения. По своему свойству музыка варьируется от мечтательно-задумчивой и трансово-космической до режуще-шершавой и растравляюще-саднящей, отклоняясь то в блуждающую мелодийность, то в абсолютно амелодические звуковые коллажи. Чекалин предпочитает аналоговые магнитофоны и играть композиции "вручную", скорее, нежели применять компьютерную технологию при исполнении и записи. Или у него, возможно, просто нет компьютера… или не было в 1989 году, когда он записывал эти.

Первым словом, которым бы я воспользовался для описания этой музыки, было бы "интеллектуальная", вторым было бы "авангардная". "Прогрессивная" или "космическая музыка" отстояли бы куда дальше по списку. Дискография Чекалина велика, но издавалась малыми дозами на государственной фирме бывшего Советского Союза, "Мелодия", вот почему вы, возможно, о нем не слышали, если только вы не из России или стран соцлагеря. "Boheme Records" теперь обладает мастер-пленками этих (и других) записей на "Мелодии" и затеяла переиздание музыки Чекалина, начав с двух "Кончерто гроссо". Будут ли они еще издавать его записи зависит, я полагаю, от того, насколько большой интерес вызовут эти два диска. Каждый из них представляет в полном объеме материал в оригинальной записи, сделанной на "Мелодии" плюс другой материал в качестве "бонусов", взятый из других изданий или прежде не издававшийся.

Превосходная штука. Лично у меня, этот интеллектуальный, не слишком мелодический электронный стиль один из моих любимых, так что, я считаю, Чекалин поразителен. Но я с трудом бы взялся рекомендовать это кому-то, кроме самых закоренелых поклонников электронной авангардной музыки. Но если вы из таких, то это невероятная давно потерянная жемчужина, которую нельзя упустить!


 

Майк Эццо "Экспозэ" Михаил Чекалин - "Concerto Grosso # 1 and # 2" (Boheme)

Мои ожидания по поводу музыки этого русского синтезаторщика были, конечно, гипертрофированными: его "Медитативная музыка для препарированного органа", долгоиграющая пластинка, записанная "живьем" в 1982 году, попала в поле моего внимания несколько лет тому назад и произвела на меня должное впечатление творческой глубиной этого музыканта. Лишь за многие годы до этого слышал я подобную оригинальность в сочетании с результатом, который бы слушался. Однако то, что Чекалин представляет на "Кончерто гроссо" имеет мало сходства, если имеет вообще, с альбомом 82-го года. Его музыка отмечена гранью более шероховатой, чем множество другой электронной музыки в наши дни, отчасти благодаря его преданности исполнению в реальном времени. И меж тем как, без сомнения, имеется многоканальное наложение, также есть отсутствие секвенсоров или компьютерного редактирования. Его отъединенность от нью эйджа и другой популярной, основанной на синтезаторах, музыки, однако, на том не кончается. Чекалин поет вместе со своей музыкой, без слов, в оргиастической свободной манере. Динамика и неожиданность встряхивают слушателя на каждом повороте. Большая часть материала кажется попыткой создания авангардной электро-акустической или камерной музыки, со всеми ее расчлененными и обрушивающимися гремучей волной духовыми и взрывчатыми ударными. Для непосвященного уха "Кончерто гроссо # 1" могло бы успешно сойти за некий причудливый саундтрек к экспериментальной анимационной ленте. Что-то из этого легко бы ложилось на сценарий кровавого триллера. Взятый сам по себе, "Кончерто гроссо # 1", прилагая, кажется, все усилия, придает ненужное значение дерзкой яркости и неожиданности, нежели просто заботе о хорошей музыке.

"Кончерто гроссо #2" я бы поставил выше, чем # 1, но, возможно, лишь потому что бонус треки перевешивают баланс в его пользу. В качестве - неудовлетворяющего - старта, этот компакт-диск начинается с "дорожки", навеянной болеро, диссонансной и сбивающей с толку. Затем он поворачивает к еще большим высокогорьям причудливости, когда начинает, перескакивая с одного на другое вне формы, добавлять ударные и еще вводить вокальные партии в то, что на выходе воспринимается как импровизация авангардного оркестра. Будьте уверены, он разрушит все ваши ожидания! Далее он переменяет настрой в направлении гудящей готической вибрации, с алеаторными рокотаниями и воркотаниями, что может вызвать у слушателя желание снова включить свет. Дальше Чекалин прокладывает свой путь в более сумрачных пространствах звука, насыщенных зловещей атмосферой, где в большом количестве фигурирует монотонная вокализация (снова без слов, как на "Кончерто гроссо # 1") и космические индустриальные эффекты. Самым лучшим на этом диске, однако, оказывается четыре бонус трека. Первый это мощная пьеса в стиле "Тэнджерин Дрим"; на следующем он делает нечто подобное, но добавляя вокал, в близком сходстве с "Great Gig in the Sky" "Пинк Флойд". Его пение, наконец, сливается воедино с инструментовкой! Результат ошеломительный и имеет полный смысл, с точки зрения музыки. Затем он ударяется в микротональность для интерлюдии; и в конце концов возвращается к своей излюбленной манере, как то, экспериментальной, диссонантной и быстро вызывающей нетерпение.


 

"Интернациональный каталог пластинок Сентябрь 2002" Михаил Чекалин (b.1959): "Кончерто гроссо # 2"

Музыка космической эры холостяцкой берлоги для нового тысячелетия. Используя сэмплированные и синтезированные звуки, Чекалин создает звуковые полотна, довольно оригинальные (хотя это едва ли в той степени непаханая целина, в какой подсказывает аннотация в буклете). Приятная и очень доступная, чем-то обязанная внеклассическим жанрам (типа Жан-Мишеля Жарра или Вангелиса), эта музыка представляет тот край электронно-музыкального спектра, который вызовет отзыв самой широкой аудитории (и, есть подозрение, как раз писалась с такой целью в задумке). Оставляя в стороне все придирки, без сомнения, диск, доставляющий удовольствие, не лишенный юмора (когда в сведение попадают бытовые звуки и НФ-звуковые эффекты).


 

Марк Дженкинс, "E-Mix" Михаил Чекалин "Concerto Grosso # 2" (Boheme)

Boheme это русская фирма, которая специализируется на возвращении известности долгоиграющим пластинкам симфонической, прогрессивной и электронной музыки, переиздавая их на компакт-дисках с бонус треками. Этот компакт-диск имеет ярлычок "Космическая электронная музыка", что уводит от правды настолько, насколько это возможно; основные композиции, идущие более 45 минут, оркестровые, симфонические и неоклассические по стилю, где много используется фортепиано, классические и фольклорные вокальные партии, орнаментированные ударные инструменты, много реверберации и эффектов и какие-то фактуры электронной и конкретной музыки.

Всё это датируется 1989 годом, меж тем как пьесы, изданные в качестве бонусов, включают современный фрагмент музыки для кино с использованием аналогового синтезатора и звуков воды, плюс 28-минутный "Сон под аккомпанемент с голосом и симфоническое превращение" 1990 года, весьма серьезная пьеса, сочетающая элементы Карлхайнца Штокхаузена, Арво Пярта, саундтрека к "Две тысячи первому" и неоклассическую фортепианную музыку.

Окончательный результат этого - требующее к себе внимания и с весьма большим запросом издание, многое в нем звучит, как какой-нибудь альбом Клауса Шульце в его классической оперной манере, хотя в совсем-совсем другой постановке.


 

Доминик Женэн "Прог-резист" No. 30. Михаил Чекалин "Concerto Grosso 1 & 2" (Boheme). Стиль: эмбиент / индастриэл / авангард

Кто знал русскую электронную музыку? Кто знал русскую электронную музыку авангарда? Кто знал русскую электронную музыку авангарда при цельнометаллическом коммунистическом режиме до перестройки?.. Музыка Чекалина новаторская, это правда, тем более правда, если она написана лет пятнадцать тому назад. Буклет, сопровождающий диск, описывает нам Чекалина, который, "как колдун, повелевает звуками и вызывает духи своего русского наследия, наполняя их вселенскими эмоциями". На самом деле, по моему скромному мнению, его музыка находит больше точек соприкосновения со Штокхаузеном, чем с великими русскими композиторами. Создатель звуков, тембров, звуковых эффектов, шумов, вот это точно про него. В его музыке, действительно, есть всё, кроме, может быть, грохочущих сапог, очень, между тем, сегодня модных. Но что касается русского наследия, маятник следует вернуть на место, я его искала и я его не нашла или нашла его очень мало в "Кончерто гроссо 2". Я обожаю русских композиторов, от Мусоргского и Бородина до Стравинского и Артемьева, включая prog-музыкантов "Горизонта", но здесь, я чувствую, меня надули, подсунули не тот товар...

"Кончерто гроссо 1" это сочинение, посвященное медитации, где большое место уделяется импровизации. Первая пьеса это глубокий транс. Смесь долгих звуков, шумов, обработанных звуков; возникают подобия ритмов, часто индустриальных, и тут же исчезают; некое развитие, законы которого неизвестны, обнаруживает себя; моментам покоя следует напряжение; но не выявляется никакой функциональной структуры. Следующая пьеса, "Прелесть", более академична и более окрашена тембрами язычковых. Она перетекает в следующую композицию, которая вопреки своему названию не имеет никакого отношения к камерной музыке и в которой всё определяет исполняющее вокализы сопрано. Далее эти вокализы ведут нас за собой к маршу с резко обозначенным ритмом, где оказываются "гершвиновские" духовые. Следующие композиции еще более авангардны, конкретная музыка на фоне арабистских вокализов, слишком длинные композиции без подлинной структуры или задачи. Три бонус трека на этом компакт-диске в той же струе.

"Кончерто гроссо 2", другой альбом, переизданный фирмой Boheme, более законченный, лучше выстроенный и относительно более легкий для восприятия. Первая композиция хорошо названа, "Новое болеро с продолжением": начинаясь с ритма, близкого болеро, будучи далее продолжена частью скорее индустриальной, которая, дойдя до высшей точки, развивается к более спокойному, но не менее мрачному финалу. "Подвешенное состояние в танцах" и "Россия как интервью на Запад и на Восток" это две (слишком) длинных пьесы, более 15-ти минут каждая, которые, как в первом кончерто, развиваются следуя схеме, лишенной всякой функциональности; пьесы, которые заканчиваются через пятнадцать минут, когда всё, похоже, сказано через пять. Однако, и это в противоположность "Кончерто гроссо 1", инструментовка и звуковая палитра богаче. Акустическое фортепиано, как правило атональное, придает первой из этих пьес особый колорит. В "Интерлюдии" преобладают всякого рода вокализы, по-моему, имеющие мало общего с русской музыкой. Кончерто завершается пьесой, мрачной и тревожно-томительной, "Разрешение вникуда", которая, как отмечает ее название, никуда нас не ведет. Как и предыдущий, этот компакт-диск имеет несколько бонус треков, здесь более приближающихся к немецкой электронной музыке.

В качестве итога, два альбома, слишком перегруженных, два кончерто, плохо выстроенных, хотя второй, по-моему, лучше.


 

Михаил Чекалин. Альбомы Кончерто Гроссо № 1, Кончерто Гроссо № 2.

Этот альбом ("Кончерто гроссо № 1") безрадостное дело. Он не только рисует картины опустошения, но еще и отдает себя в заклад идее безысходности, музыке, лишенной плоти, строения, красоты и любого вида эмоции или подобия нормальности, иной чем ночные кошмары его звукописных полотен, населенных инопланетянами и языческими напевами, криками и неупорядоченными нотами. Это должен быть один из подвигов Геракла, воссоздать и "живьем" сыграть эту музыку дважды одинаково. В открывающем альбом 14-ти минутном номере плавают редкие синтезаторные пробирающие дрожью шумы, вроде звуков дельфинов, и немелодичное фортепиано, меж тем как на заднике мреющих синтезаторных звучаний рисуется картина абсолютного хаоса и ужаса. Альбом так и не уходит далеко от своей немелодичной дорожки вплоть до самого конца, 72 минуты спустя. После чего альбом завершается тем, что может быть ближайшим подобием узнаваемой музыкальной структуры, 3-х минутная и 53 сек "Другая музыка для фортепиано - 1".

Михаил Чекалин «на многих произвел потрясающее впечатление своими причудливыми звуковыми творениями».

Понятно, почему:

"Чекалин чародей, который звуками вызывает духов своей русской традиции и насыщает их вселенской эмоцией. Классическое влияние Прокофьева, Стравинского и Рахманинова, как и фольклорные напевы и пассажи православных песнопений придают этой музыке притягательное обаяние драматической эпопеи, без огреха претенциозности".

Ну, теперь, я думаю, сказано всё, кроме того, что в его дискографии более 25 альбомов, и если все они такие же неподъемные, как эти два, то тогда их может быть тяжеловато слушать. Но если вы отдаете предпочтение такого рода минимализму и бесструктурности, тогда ясно что это должно быть в вашей коллекции.

Что касается "Кончерто гроссо # 2", он обещающе начинается великолепным "Новым болеро с продолжением", затем без усилий впадает в тот же формат и ландшафт, что и прежний альбом, на треке 2, "Подвешенное состояние в танцах", с распевами, стенаниями банши, немелодичным фортепиано и лающими собаками (если только собаки были не у меня за окном). Должен, однако, сказать, фортепиано и синтезаторы оправдывают себя по мере развития трека. Вслед за чем опять обычное дело, кроме легкого улучшения на треке 6, "Фрагмент киномузыки". Этот второй альбом на волосок лучше первого.


 

Узбекистан Прогрессив-рок страницы "Прогрессор". Детализованное ревю: Чекалин, Михаил (Россия) - 1989/2001 - "Concerto Grosso # 1" (Boheme Music)

Пролог. Поскольку я стал любителем прогрессивной музыки сразу же, как в первый раз услышал альбомы в этом роде (первые три были "Джизус Крайст Сьюперстар", А. Л. Веббер, 1970, "Картинки с выставки", Эмерсон, Лейк и Палмер, 1971, "Соловьи и бомбардировщики", "Эрсбэнд" Манфреда Манна, 1975 - первый и последний остаются преступно недооцененными), я, естественно, игнорировал всех этих космичных людей, Жарра, Шульце и т.д. и даже самих "Тэнджерин Дрим", находя эту музыку слишком простой уже после пары прослушиваний. Таким образом, я до сих пор никогда не слышал о "лучшем русском композиторе электронной музыки Михаиле Чекалине", как говорится в аннотации к буклету. Удивительно, его музыка (на этом альбоме, по крайней мере) во многом оказалась другой, чем то, что я ожидал услышать, хотя, с моей точки зрения, есть в этом альбоме и свои недостатки. Также, согласно анонимному автору псевдофилософской статьи о Чекалине, то, что он использует сэмплеры в своей музыке и в других электронных проектах, и вообще электронная (только синтезаторная!) музыка, это-то, в отличие от оркестров, исполняющих классическую музыку, и т.д. - только и является настоящей элитистской музыкой. Я ценю любую музыку, в которой есть хоть что-то творческое, но я никогда не соглашусь ни с чьими категорическими мнениями, отвергающими всё, кроме своего пристрастия, а особенно с такими маниакальными "аксиомами", которые я прочел во вступительной статье о Чекалине и о тыкающей в электронные кнопки музыке из буклета к этому компакт-диску.

Альбом. Я нашел много позитивного в музыке "Кончерто гроссо # 1", но позвольте мне продолжить разговор о негативных сторонах этого альбома, поскольку я уже начал критиковать вступительную статью о нем (это тоже, в частности) в Прологе. Прежде всего, вот трек, с которого начинается, имеющий два названия, "Медитация. Русская мистерия", хотя музыкальное содержание полностью отвечает лишь первому (на самом деле, "Медитация" это лишь что-то вроде космической музыки для медитации), меж тем как она не имеет ничего общего с тем, что было у Чекалина на уме в смысле подзаголовка. Русская Мистерия ни в коем случае не является вещью столь медитативно-простой, как музыка на этом первом треке. Я бы мог сейчас процитировать множество великих русских писателей, поэтов, композиторов, художников и актеров, но их представления о Русской Мистерии [загадочности] слишком похожи, в целом, между собой. Что касается музыки, русская загадочность, или, точнее, загадка русской души, была отчетливо выражена большинством серьезных русских композиторов в большинстве их работ. Так что, большинство русских композиторов классической музыки находятся в первом ряду выразителей загадки русской души. Начиная с Мусоргского и Чайковского, дальше Стравинского и Рахманинова, Свиридова и Шнитке, и заканчивая Артемьевым и даже прог-рок группой "Горизонт", не говоря о других, все понимали (и выражали в музыке) русскую душу как глубокую, сложную и, в то же время, темную и необъяснимую, в конце концов. Но "Медитация. Русская мистерия" не только одна из самых слабых пьес на этом альбоме, поверх всех музыкальных событий пьесы идет чей-то (Чекалина, как я догадываюсь) довольно мощный мужской вокал, который напоминает мне больше всего печальные стоны мусульманских молитв. Тогда как композиционно "Симфония причитов" звучит сходно с большинством пьес на этом альбоме, и "Языческий вокализ", будучи прямой противоположностью, инструментально почти пустой, оба они с начала до конца насыщены тем же печальным, ни в коем случае не языческим, но типично магометанско-молитвенным голосом с различимой восточной иероглификой (я слышу настоящие слова, хотя они, должно быть, на другом кобайском диалекте) [ Кобе - город в Японии?] Возвращаясь к "Медитации", которая в то же время "Русская мистерия", я просто не могу понять, где этот русский Михаил нашел связь между Русской Мистерией и мусульманской или пусть даже (ладно) языческой молитвой (которая тем не менее звучит точно, как мусульманская молитва)? Очень странное, мягко говоря, представление о Русской Мистерии существует в голове у этого совершенно особенного приверженца пения; особая же статья, его магические, действительно, как будто язычнические, священнодействия с синтезаторами, кнопками, сэмплерами, секвенсорами и другой черной / белой клавиатурой. За медитативным эмбиентным, скучным начальным треком следует единственная (и лучшая) в альбоме "Прелесть", которая звучит, как настоящая классическая музыка (академической школы, которая обходится без таких экзотических школ композиции как крайне сложная 12-ти тоновая система современной европейской школы или старая гамма из 5-ти нот классической восточной), исполненная с наибогатейшим использованием цифровых клавиш. Трек 3, почему-то названный "Камерная музыка", в действительности, не имеет с ней ничего общего. Эта, в целом еще одна очень хорошая, композиция звучит тоже как современная классическая музыка, однако лишь в первой половине, тогда как вторая часть имеет явные влияния авангардной классической музыки. В музыкальном смысле, все шесть оставшихся пьес (включая "Симфонию причитов" и исключая "Языческий вокализ") представляют фантастическую смесь совремнной авангардной классической музыки, настоящего авангарда и еще нескольких различных видов музыки (космической, шумовой, индустриальной, и т.д.). Слишком намешанный гибрид нескольких только что упомянутых музыкальный жанров и стилей весьма оригинально выглядит (хотя я слышал слишком мало электронной музыки, чтобы настаивать на последнем определении), и лично я нахожу все композиции, созданные в этой смешанной стилистике, по-настоящему интересными. Присутствует также множество оригинальных психоделических моментов (что гораздо лучше в отношении прогрессивных, нежели медитативных ландшафтов), как будто спрятанных в этих пьесах до поры до времени - пока какие-нибудь очень неожиданные (нет - по истине внезапные!) взрывы сверхновых или постапокалиптические индустриальные эпизоды не ошеломят и не сразят, как какие-то зловещие миражи. Так что, я бы не советовал тем, у кого нервное истощение и т.д., слушать этот альбом в наушниках, во избежание эмоционального потрясения.

Заключение. Очень может статься, что некоторые приверженцы экспериментальной электронной музыки не разделяют моих личных претензий к названным вокализам и вокалу, но, в любом случае, две из трех композиций ("Медитация. Русская мистерия" и "Языческий вокализ"), где этот монотонный печальный голос идет поверх инструментальной палитры всего трека насквозь, гораздо слабее, чем все остальные (особенно "Языческий вокализ", почти пустой что касается инструментальной музыки), которые, помимо единственного шедевра в этом альбоме ("Прелесть", трек 2), по крайней мере, очень хорошие пьесы. Отчаянные головы всякого рода прогрессивной электронной музыки (сомневаюсь, что музыка на этом альбоме привлечет поклонников традиционных эмбиент - нью эйдж) обнаружат, что "Кончерто гроссо # 1" (по крайней мере, большей своей частью) это интригующий, необычный и очень интересный альбом.

My All Time Favorite Prog Rock Recordings http://www.ungerprog.com/yetanother33.html ( CHAPTER 38 ) I have always been a fan of "Space Electronic Music" and Mikhail Chekalin has my ears on this 2 CD release. His compositions each run over 45 minutes in length and take your mind of a wild excursion around the universe. His songs are strongly orchestral in nature with symphonic and modern classical styles tossed in. Chekalin uses a wild mix of inputs to create his sounds including a good chunk of piano, classical and folk voices, quirky percussion instruments, a lot of echo and effects, and electronic synths. Overall sound is very different from the 70’s Schulze era and with a real classic orchestral feel. CD includes some wild bonus pieces comprise a contemporary fragment of film music using analog synthesizer and water sounds, plus from 1990 the 28-minute "Dream To Accompaniment with Voice and Symphonic Transformation". Overall this is a very unique and yet challenging release with its roots somewhere in the Klaus Schulze school of electronic mastery.

 AUDION #58, UK

"...и прочие  альбомы из LP серии «Марс», надо сказать, действительно выдающиеся(экстраординарные), это правда; но  особенной награды как самые запредельные из всех, удостаиваются  «CONCERTO GROSSO 1 & 2». «Русская Мистерия», компакт-диск, впервые изданный в Советском Союзе(1991), в основном является компиляцией избранных альбомных треков CONCERTO GROSSO 1 & 2."     Ален Фримен

__________________________________________________________________________________________________________________

 
< Пред.   След. >
More Info