"Probability Symphony in the Style of Jazz in 5 Parts for 4 Players" ("Golden Years of the Soviet New Jazz. Vol. II") eng, fre, pol, rus "Вероятностная cимфония в стиле джаз в 5 частях для 4 исполнителей" - Duncan Heining, "Jazzwise", May, 2002
- Dan Warburton, "Signal to Noise", 2002, USA
- Barry Witherden, "JazzReview", 2002
- Philip Clark, "The Wire", 2002, UK
- Derek Taylor, "Cadence", 7/2002, UK
- Marc Sarrazy, "Improjazz", 4/2002, France
- "Coda", 6/2002
- http://www.allaboutjazz.com/php/article.php?id=9501
"ВЕРОЯТНОСТНАЯ СИМФОНИЯ В СТИЛЕ ДЖАЗ В ПЯТИ ЧАСТЯХ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ" 2001 Дункан Хининг, Джазуайз, Май 2002, Великобритания. "Золотые годы советского нового джаза, Том 2" (Leo GY 405-408) Один из этих четырех компакт-дисков - Михаил Чекалин - вероятно, заслужил бы ярлычка "Рекомендуется", будь он издан сам по себе. <...> Наконец, великое. Я никогда не слышал синтезаторного виртуоза Михаила Чекалина раньше – может быть, потому, что он, похоже, большую часть времени проводит отшельником в своей студии. Эта музыка, тем не менее, есть то, что мы имели обыкновение называть "прогрессивной", пока это именование не присвоили себе "Йес", "Пинк Флойд" и любая группа, отводящая видное место 20-минутным соло на ударных. Явив редкий случай живой совместной игры с "Новым джазовым трио" Сергея Трофимова, это та музыка, которая волнует кровь. Качество игры и эмпатия между музыкантами внушает ощущение куда более долгого пребывания вместе, и гитарист Трофимов, пожалуй, находка. Это музыка для поклонников Lifetime и особенно Last Exit. Музыка, которая не причесана и не говорит "пожалуйста" или "спасибо". На самом деле нелепо, но джаз в Советском Союзе это, может быть, единственное доказательство теории Троцкого об объединенном и неравномерном развитии. Похоже, советский джаз перешел на стадию фри-джаза, проскочив стадии свинга и би-бопа.
Дэн Уорбёртон, Сигнэл ту нойз, 2002, Paris Transatlantic Magazine March 2002. "Золотые годы советского нового джаза. Т. 1, 2" (Leo GY 401-408, 2х4CD) <...> Описывать затворника Михаила Чекалина как Жан-Мишеля Жарра России значило бы оказать ему (Чекалину) дурную услугу, но, с дискографией из более сорока сольных альбомов космической синтезаторной музыки за душой, слава Чекалина сумела распространиться далеко за пределы Москвы, где он предпочитает работать в одиночку в спроектированной им самим подвальной студии. Где-то в украинском городе Днепропетровске гитарист Сергей Трофимов загорелся настолько, чтобы связаться с Чекалиным и, к своему удивлению, обнаружил, что его приглашают (заодно с барабанщиком Валерием Жилиным и саксофонистом Юрием Беленко) записаться с Чекалиным в Московском театре "Современник". "Вероятностная симфония в стиле джаз" была, по видимости, нарезана вживую, без каких-либо предварительных репетиций и обсуждений, и это поразительное (если по временам и выводящее из себя) 65-минутное путешествие на ничейную территорию между жанрами. Гармонический язык Чекалина едва ли Day-Glo, но он не прочь порою ввернуть непривычный простой аккорд, тогда как Жилин, справляясь с тем, чтобы побуждать музыку вперед, так по-настоящему и не впадает в грув, и саксофоны Беленко разведывают границы бопа и фьюжна, так полностью и не выдав, кого же он слушал. Звучание фьюжн-гитарного вопля у Трофимова по временам искушает-таки терпение, но прихотливое звукосведение Чекалина, где густое синтезаторное полотно, насыщенное реверберацией, появляется внезапно и исчезает без предупреждения, заставляет слушателя озадачиваться. Короче говоря, это звучит не так, как что-либо когда-либо вами слышанное - слишком непривычно и несвязно, чтобы под это зависать, но куда как слишком разбросано и размыто, чтобы привлекать тех, кто ждет Русского Возврата к Вечному. Тем не менее, звучит достаточно обвораживающе, чтобы заставить этого самого слушателя по-крайней мере захотеть найти другие работы этого мрачного волшебника клавиш. <...>
Бэрри Уизарден, Джаз Ревю, 2002, США. Золотые годы советского нового джаза, Том 2" (Leo GY 405-408 4СD) <...> "Вероятностная симфония" была записана без обсуждений в один присест Чекалиным, Трофимовым, Беленко и Жилиным. После арктических пустот "Сада - Молитвы - Бездны" ("Оркестрион", диск 2) это звучит так, как если мы оказались среди кратеров Марса, созерцая холодную, но гипнотическую красоту. В долгой второй части потухшие вулканы начинают вновь просыпаться; в третьей, тени былых обитателей вновь проживают свои воспоминания; в четвертой… Ладно, на самом деле, вот что я имею в виду: плывет напев полуоформленной изменчивой мелодии, или музыканты погрязают в нечто более ритмичное, или производят накаты экзотических инструментальных красок, или предаются неистовой абстрактной импровизации. Это роскошно, событийно, неизменно доставляет удовольствие: игра Беленко будоражит, но каждый, в одном ли, в другом месте, производит подлинные моменты волнения, оригинальности или грации (орнаментики). <...> Этот диск отнимает здоровый кусок из жизни, но внимательное его прослушивание того стоит. "Настоящего джаза" здесь мало, надо это сказать, но много захватывающей импровизационной и камерной пост-модернистской музыки.
Филип Кларк, Вайр, 2002, Великобритания. Золотые годы советского нового джаза, Том 2" (Leo GY 405-408 4СD) Рецензируя том один этой серии, в центре внимания которой советский джаз 80-х и 90-х, Бен Уотсон высветил свои сложности с термином "советский новый джаз" и вывел убедительную зависимость между тем что означает быть художником в тоталитарном обществе и вытекающим отсюда ироническим юмором. Этот последний выпуск в большой мере сосредотачивается на более мрачной стороне этого уравнения. <...> Если "Оркестрион" удушающее отчуждение делает своей эстетикой, то отчуждение музыканта-синтезаторщика Михаила Чекалина было им отчасти самим на себя наложенным. Как сообщает Лео Фейгин, Чекалин "сделал своим эстетическим, социальным и политическим кредо не приспосабливаться, не сходиться и не сотрудничать ни с кем" и всего добился исключительно в своей подвальной студии в Москве. Единственное исключение состоялось в 1994: "Вероятностная симфония в стиле джаз" Чекалина была совместной работой с трио под управлением украинского гитариста Сергея Трофимова с участием саксофониста Юрия Беленко и барабанщика Сергея Трофимова. Это лабиринт протяженностью 65 минут, скрепляемый изощренными звуковыми ландшафтами, звукопись которых Чекалин искусно извлекает из своего синтезатора. Ощущение бесконечного пространства и умопомрачительные фактуры у Чекалина отрицаются рваным ритмом и постоянными уходами в сторону. Трофимов добавляет неочевидные тающие риффы, Беленко же вместе с Жилиным ощущаются оторванными от всего фигурами на голом пустыре. У Беленко в высший степени выразительный плачущий тон его тенор-саксофона, и его смещение усиливается тем, что он поместился слегка вне зоны досягаемости микрофона. Барабаны Жилина угрожающе грохочут, разлагая уверенный свинг. <...>
Дерек Тейлор, Каденс, Июль 2002, Великобритания. Том 2 амбициозных "Золотых лет советского нового джаза" (Leo GY 405-408) <...> Михаил Чекалин и Сергей Трофимов на диске три вместе управляют "Новым джазовым трио" в пятичастной симфонии, написанной в стиле джаз (Чекалин, синтезатор, вокал; Трофимов, гитара; Валерий Жилин, барабаны; Юрий Беленко, саксофон). Номер всей тяжестью опирается на синтезаторную пиротехнику Чекалина и гитару с реактивным мотором Трофимова, но по ходу дела всплывают участки спокойного взаимодействия. <...>
Марк Саррази, Импроджаз, Апрель 2002, Франция. Том 2 серии Советский новый джаз (Leo Records) <...> Уровень этого второго тома, по меньшей мере, столь же хорош, как и уровень первого. Громадный кубок (очень) приятных сюрпризов. <...> Случай Михаила Чекалина решительно остается особым. Он вне русской сцены: там, где другие старались заводить, с горем пополам, связи, искать встреч, этот исследователь синтезаторов буквально замуровал себя в собственных стенах, оборудованных под студию, чтобы экспериментировать в одиночку (некоторые его частные концерты уравновешивались периодическими задержаниями в КГБ…). Выбор, который не помешал ему выпустить тридцать или сорок альбомов в московской среде underground. На сем основании, пятичастная композиция, здесь представленная, Probability Symphony in the Style of Jazz in Five Parts for Four Players, составляет совершенное исключение, поскольку она оказалась плодом его встречи (само собой разумеется, не имевшей ни предыстории, ни продолжения,) с "Новым джазовым трио" Сергея Трофимова… Поскольку известно качество звука некоторых синтезаторов, регулярно используемых в России, каждый вправе бояться наихудших смертных мук kitsch' а… Ну, перестаньте же заблуждаться! Эта подземельная симфония причудливого, блистательным и темным образом, нагромождается посредством дисгармоничных клавишных аккордов, штрихов завывающей гитары, лихорадочного саксофона и грохочущих барабанов! Музыка смурная и такая страстная, что местами кажется, что ее корчит… <...> Два тома, которые стоит лучше не пропускать (под тем неблаговидным предлогом, что музыканты русские, темные лошадки или базово неизвестные, <...> ): открытия с лихвой стоят свеч, и эта покупка мне кажется наилучшим капиталовложением в данный момент (нет, у меня нет акций в Leo Records!) <...>
Кода, Май / Июнь 2002, Франция. "Золотые годы советского нового джаза, Том 2, Диск 3: Михаил Чекалин" Заявленный как "ведущий российский музыкант космической синтезаторной", Чекалин (сейчас ему чуть за сорок) это, кажется, одиночка по самой своей сути, который производит музыку, замешенную в четырех стенах его персональной студии. На сей раз, к нему обратился гитарист Сергей Трофимов со своим "Новым джазовым трио" (Валерий Жилин/барабаны и Юрий Беленко/саксофон), и состоявшаяся сессия получила название "Вероятностная симфония в стиле джаз в пяти частях для четырех исполнителей" (можно ли придумать нечто, более тяжеловесно звучащее?). Когда рассматриваешь "вероятностную" часть этой вещи, то она кажется весьма удаленной от всякой джазовой сути - если только вы не готовы допустить самых эклектичных видов импровизационного музицирования внутри этой области. |