«Медитативная музыка для подготовленного органа», «Симфония-фонограмма», «Ночной ритуал для хора и барабанов», «Зеленая симфония», «Пограничные состояния», «Между весной и осенью украдкой», «Концерт для фортепиано, синтезатора и голоса», «Нонконформист», «Языческая сюита»...
Это ужасающая задача – прослушать насквозь любые двенадцать альбомов одного и того же музыканта. Это поистине ужасающе, когда музыка такая плотная, интеллектуальная и… ну… трудная, как у Чекалина. Но если вы читаете GEPR, мне не нужно говорить вам, что, порою, чем сложнее музыка, тем больше вы вознаграждены, когда наконец преодолели изначальную трудность и наконец «въехали». Нет тому лучшего примера, чем музыка Михаила Чекалина. Несмотря на это, всё же вам придется удовольствоваться обновленной и уточненной дискографией и, плюс к тому, обзором семи (восьми, на самом деле, поскольку «Нонконформист» это двойной CD) шедевров Чекалина. Остальные пять CD мне придется оставить до следующего обновления на GEPR. Это те, где названия и примечания на вкладыше есть только на русском, так что, мне может потребоваться время на то, чтобы их проработать… Первое, что надо сказать, – всё, что выше я говорил по поводу Boheme Records, больше не имеет значения. Boheme сгинула не знаю куда, и всей той музыки, которая ассоциировалась с ними, или не стало, или она где-то есть, пытаясь найти другой лэйбл. Я знаю, что Чекалин ищет лэйбл, и если – или когда – это случится, я сообщу вам, какие альбомы они решат издать. А на данный момент, я хочу отрецензировать диски с 1-го по 5-й из [межиздательской] серии CD и сверх того два других, изданные в России… пока больше вы их нигде не купите, но это может скоро измениться. «Медитативная музыка для подготовленного органа», Альбомы 1 и 2, это переиздание трех LP пластинок «Медитативная музыка для препарированного электрооргана» на двух CD. Это сольная живая импровизация на «подготовленном» электронном органе. Без синтезаторов, без наложений (overdubs). Конечно, поскольку «подготовленная» сторона этого в том, что орган подключен через различные устройства для спецэффектов, различие между таким сочетанием и синтезатором – отчасти, академическое. Не давайте описанию инструментов обмануть вас… это электронная музыка, вне всякого сомнения. Эти альбомы это то, где Чекалин действительно звучит больше всего как Клаус Шульце. Так что, если вам нравится такая медленная, варьирующаяся музыка электронного космизма, то это вам будет по вкусу. Тем более впечатляет, что это сольная live импровизационная музыка. Два следующих диска в этой серии, Альбомы 3 и 4, – еще одно переиздание трех пластинок на 2-х CD, на этой раз, «Симфония-фонограмма» и «Ночной ритуал для хора и барабанов» (наверное, переименованное «Ночь-ритуал для голосов») на Альбоме 3 и «Зеленая симфония» плюс «Пограничные состояния» на Альбоме 4. Здесь мы снова оказываемся в сфере серьезной современной классической музыки в электронном стиле (serious modern classical electronic music style), о которой я говорил выше, в рецензиях на Concerto Grosso. Чекалин упоминает, что эти записи сделаны при помощи 4-хдорожечного аналогового магнитофона… без секвенсоров и машинного редактирования (computer editing). В списке инструментов перечислены «синтезаторы, ударные и вокал», хотя в основном это синтезаторы, несколько частей с удачными вокальными наложениями в духе space, и иногда перкуссия. Здесь есть несколько моментов, отдающих Клаусом Шульце, особенно, поздними, тяготеющими к симфонизму альбомами Шульце; но в целом стиль скорее современный классический, нежели стиль Берлинской школы (Berlin School). Был бы готов поклясться, что бoльшая часть – действительно симфонический оркестр. По сути, нужна некоторая профессиональная подготовка, чтобы слушать музыку подобного рода. Поскольку я получил подобную подготовку (…серьезно говорю… на занятиях по электронной музыке в колледже, у профессора Чарльза Стэнли (Charles Stanley), специалиста по классической композиции, с помощью «подстрочного комментария», объяснявшего, что именно мне следует слышать… это действительно опыт, отверзающий слух… спасибо, профессор Стэнли!), то я считаю – это просто потрясающе. Но вам может показаться трудновато. Стоит попробовать… усилие не даром, стоит только «въехать». Последний в «Серии Альбомов» – Альбом 5, который представляет переиздание LP пластинки «Между весной и осенью украдкой» и также включает один бонус-трэк… live запись под названием «Концерт для фортепиано, синтезатора и голоса» (1993). По звуку (sonically) схоже с Альбомами 3 & 4, но звучит «раньше по времени»… частично оно так и есть, частично не так. Также «космичнее» и не так ритмично насыщенно, но, пожалуй, более мрачно по интонации. Приложимы те же оценки, что и к вышеупомянотому. Отличная вещь, но после только что прослушанных Альбомов 3 & 4, не помешало бы дать отдохнуть ушам, прежде чем разорвать целлофан на этом. Не следовало мне слушать столько современной классической музыки за один присест. Спустя какое-то время я начинаю прямо жаждать «нормально звучащих» гармоний. Тем не менее – превосходный альбом… просто дайте себе время между ним и им подобными вещами. «Нонконформист» мог бы оказаться изданным раньше, чем вышеупомянутая серия, но, фактически, музыка писалась и записывалась в течение еще более долгого промежутка времени, нежели серия Альбомов. С моей точки зрения, название, как ни странно, несколько неправильно употреблено. В этом альбоме собрана, я бы сказал, музыка Чекалина, которая СОГЛАСУЕТСЯ с западными представлениями о том, как должна, по идее, звучать электронная музыка. Менее классично и более «техно». В «Нонконформисте» много быстрой, очень ритмичной музыки (отважусь ли сказать, «танцевабельной»?) и более традиционных гармоний, чем в предыдущих альбомах. На самом деле, он мне порядком напоминает «Yello» или, может, «Пляску Анубиса» (Anubis Dance) у Питера Фромадера (Peter Fromader)… Что вовсе не обязательно плохо… я вроде как люблю такой стиль. Но те, кто интересуется более «серьезной электронной музыкой»… или я, пожалуй, сказал бы «академической электронной музыкой»… останутся приверженными каким-то из тех альбомов, о которых я говорил раньше. Однако, притом как обстоит дело с современной музыкой в техно-стиле, в «Нонконформисте» есть много чего, говорящего в его пользу, включая вкрапления беспорядочных шумов, интересное использование звучков в качестве перкуссии, и восточных флейт вдобавок к бум-хлоп-бум-хлопам, которых можно ждать от техно. Хотя я бы мог обойтись без некоторых фортепианных джазовых кусков в нью-эйджевом духе. «Языческая сюита» была издана сразу же после серии Альбомов, однако (хотя и на этом альбоме представлена музыка, сочиненная и записанная в начале 90-х) это не является переизданием того, что раньше издавалось бы на LP. Зато это длинная (78:33) электронная сюита в 19 частях. В этом альбоме по-прежнему много отзвуков и ассоциаций с «классической электронной музыкой» Альбомной серии, но всё оно начинает совмещаться с более ритмически насыщенными элементами. Это делает диск несколько более доступным, по сравнению с Альбомной серией (особенно Альбомы с 3-го по 5-й), хотя и здесь еще вполне хватает странных звуков, диссонансов и жутковатых звуковых полотен, чтобы напрочь запугать вашу квартирную хозяйку, чередующихся с причудливо красивой и гармонической музыкой, пересыпанных стуками и грюками и шипом. Хотя я нахожу Альбомы с 1-го по 5-й весьма стимулирующими на интеллектуальном уровне, из всех альбомов Чекалина «Языческая сюита» более всего говорит мне на эмоциональном плане. С ней просто легче соотнестись. Это тот альбом, который я бы рекомендовал первым для прослушивания каталога Чекалина. Если вам понравится этот альбом, переходите тогда к Альбомной серии. Разве что вы поклонник «Yello» и тому подобного, в этом случае вам стоит следующим взять «Нонконформист». Я потерял на некоторое время связь с Чекалиным, так что, не знаю, что он делал с 2004, поскольку дела в России, в смысле политики, всё более откатываются назад. Что я знаю, это то, что есть один (не русский) лэйбл, который в данный момент рассматривает издание некоей части его каталога для дистрибьюции по всему миру. Если это произойдет, я сообщу, и плюс к тому всё, что узнаю. Фред Трэфтон |