ProgressiveWorld.net, "Поругание Пацифика" Версия для печати

Стефани Соллоу / Stefanie Sollow ("ProgressiveWorld.net", 03/03/08), USA   eng, rus

оригинал

Вы любите драму? Саспенс и напряженное ощущение, заставляющее кусать ногти? Неуверенной дрожи волнения перед неведомым? Хотите такого ощущения, и без глянца, над наложением которого сверхусердствует Голливуд? Тогда закройте глаза и слушайте «Poruganie Patsiphika» (в обратном переводе Desecration Of A Pacific Sign) русского композитора Михаила Чекалина одно из трех новых изданий, отпечатанных на Eurock imprint MIR.

У Чекалина это «картинки с выставки», форменным образом. Записанная в 2005, музыка была сочинена для фильма, основанного на живописи "Twenty" ("20 Moscow Artists at Malaya Gruzinskaya Street"), «группы знаменитых московских художнков, известных как основоположники советского внеофициального искусства конца 60-х – 80-х», как сообщено на сайте Eurock. «Они были изначальными участниками ежегодных выставок музыки и живописи Чекалина в 80-х. Изобразительный ряд, использованный для кинематографического коллажа, это репродукции и слайды, оригиналы которых ныне хранятся в частных музеях и коллекциях».

Сумрачный, полный неизвестности и тревоги ожидания, этот альбом – саундтрек для киноверсии вашего наичернейшего кошмара, грозящий ядовито-горькой насмешкой, как о том свидетельствуют первые ноты "Part 1". Оно может так прозвучать, словно я хочу сказать, будто это маятная музыка – отнюдь нет; хотя те, кому только нужно чтобы было легко мурлыкать мелодию, найдут тут слишком много острых граней и углов. По временам это гложущая, хлещущая и полосующая буря, когда сшибается фортепьянное крещендо, оркестровка и ударные (как в начальном отрезке  "Part 2"). В другой момент, это звукопереживание иных миров, где фортепьяно и синтезаторы би-бип-ают в чернильной тьме, озаряемой лишь бледным заревом кричаще-яркого неона, как в "Part 3", которая подсказывает образ межзвездной баталии, или еще поединок двух механических тварей; и всё это вызвано к жизни сердитым и неистовым переплясом между фортепьяно и синтезатором. Или еще, музыка нагнетает атмосферу зловещего затишья в центре циклона ("Part 2", например, ближе к концу). Временами вы будете обнаруживать, что на ум приходят классические итальянские фильмы ужаса; мне, по крайней мере, приходили, особенно во время "Part 1".

Разбито на 9 частей – вы найдете тут всё, от классики до авангарда до джаза (то и другое авангардное и с резкими перепадами тональности, как в первые минуты "Part 2") до экспериментальной музыки; порой, всё это одновременно. И тем не менее, это некое совершенно органичное целое,  а не какой-нибудь Франкенштейн из кусков, сшитых вместе, потому что есть под рукой или сюда ложится. Есть хаос – в то же время есть и порядок хаоса. Есть порядок – в то же время, порядок хаотический. Как описать каждую отдельную часть… трудно, поскольку есть повторяющиеся… ну, вовсе не обязательно лейтмотивы, но тональности и структуры. А поскольку каждая отдельная часть может варьироваться по темпераменту на протяжении от первой и до последней ноты, каждая пьеса становится путешествием сама в себе. Звуки режут, пронзают, кусают и пинают, и между ними слышишь подспудное течение звуковых потоков…

Самая prog, так сказать, из всех частей это короткая "Part 5" – то, что начинается как воинственный марш, «продолжает так же» (segue), расцвеченное множеством «фиоритур» (резко-звенящие штрихи фортепьяно и ревущая медь), далее переходит к орг?нно-«позывным» и оканчивается снова «выкриком», то есть, как если с последним чеканным шагом утверждается категорическая победа. Некоторые могут поспорить и сказать, что настолько же proggy клавишные есть и в "Part 4" – и будут правы – в треке, который в других частях ползуче  извивается своими серебристо-отливистыми путями, прежде чем встретить… да, как и "Part 3", он на себя принимает вид из научной фантастики, по-прежнему металлический, но на сей раз располированный в сияющий лоск. Если "Part 3" была в духе «Бегущего по лезвию бритвы», "Part 4" это THX 1138, чтобы дать визуальные аналоги из cult-pop фильмов, хотя кроме такого противопоставления, ничто конкретно этих фильмов не напоминает  (если помните, «Бегущий…» выглядит очень «гранжево», THX 1138 весь был «прилизанно-строгий»). Хотя как и каждый из этих треков, "Part 4" это нечто большее, нежели что-то одно.  

"Part 7" это… это вроде как слушаешь по радио какую-то pop-песенку из 70-х (несколько милых фортепьянных фраз), а потом прикладываешь это радио молотком (ударные), чтобы до смерти прибить некий залитый в сахарную глазурь, идеализированный призрак 70-х; и я бы сказала, что битовый забой побеждает, меж тем как «70-е» кротко пытаются выживать. Да, это придавать черты анаморфоза (прогресс, переход от низшего к высшему; искаженная проекция) чему-то, что является туманным представлением… "Part 9" вводится угрюмо-церковным органом, попавшим где-то между похоронами и весельем, не попадая ни туда, ни сюда – меж тем как переключается  с подъема на депрессию за каких-нибудь несколько нот этого хорала.  

Каждый момент, каждая нота преисполнены драмы, как я говорила еще в самом начале. Каждая пьеса жива движением, даже когда всё кажется совершенно замершим (что бывает нечасто). Музыка неспокойная, пробирающая дрожью, заставляющая съезжать на краешек стула, в нетерпении увидеть (услышать) – а как же всё обернется. Плохо кончится эта сага, или в тучах образуется некий просвет, миг надежды… это вопрос так и не находит себе разрешения…

Я, конечно, не знаю, каковы по своей природе живописные работы, музыкально отображенные здесь, также имен этих 20 художников (хотя и искала в интернете), но по музыке я представляю, что или сама живопись была довольна сумрачной по характеру, или она отражает авантюрную, пожалуй, опасную атмосферу, в которой эти художники работали. Так что, на данный момент всё, что у меня есть, это образность, которую порождает сама музыка.

Я ценю ее сумрачную сложность, ее смелое резкое исполнение… это никак уж не тот тип издания, который вы резюмируете в рецензии словами «мне нравится» – и однако такое упрощенное суммирование очень и очень верно. Произведение превосходно; со всеми этими тонкостями оно должно таким быть – да, среди всех режущих граней есть элементы, которые дают себя обнаружить лишь при более углубленном прослушивании.

Притом что на MIR Records это дебют Чекалина – у Чекалина это далеко не дебют, поскольку у него 30 или около того изданий, включая 2, также выпущенных на MIR Records, 'Paradigm Transition' и 'Untimely'. Есть интервью с Чекалин, проведенное Eurock / Mir Records founder / owner Archie Patterson, оно есть на сайте, и в печати: Progression Magazine № 51, в колонке "Eurock Notes", которую постоянно ведет Patterson, оно включает рецензию на DVD Poruganie Patsifika (A Post-Symphony in Nine Parts).

Стефани Соллоу

 
< Пред.   След. >
More Info