6. Progressive Rock Pages Версия для печати
Детализованное ревю Progressive Rock Pages ProgressoR Detailed Reviews Chekahlin, Michael (Russia) – 1989/2001 – «Concerto Grosso # 1» 73 min, “Boheme Music” Пролог. Поскольку я стал любителем прогрессивной музыки сразу же, как в первый раз услышал альбомы в этом роде (первые три были «Джизус Крайст Сьюперстар», А. Л. Веббер, 1970, «Картинки с выставки», Эмерсон, Лейк и Палмер, 1971, «Соловьи и бомбардировщики», «Эрсбэнд» Манфреда Манна, 1975 – первый и последний остаются преступно недооцененными), я, естественно, игнорировал всех этих космичных людей, Жарра, Шульце и т.д. и даже самих «Тэнджерин Дрим», находя эту музыку слишком простой уже после пары прослушиваний. Таким образом, я до сих пор никогда не слышал о «лучшем русском композиторе электронной музыки Михаиле Чекалине», как говорится в аннотации к буклету. Удивительно, его музыка (на этом альбоме, по крайней мере) во многом оказалась другой, чем то, что я ожидал услышать, хотя, с моей точки зрения, есть в этом альбоме и свои недостатки. Также, согласно анонимному автору псевдофилософской статьи о Чекалине, то, что он использует сэмплеры в своей музыке и в других электронных проектах, и вообще электронная (только синтезаторная!) музыка, это-то, в отличие от оркестров, исполняющих классическую музыку, и т.д. – только и является настоящей элитистской музыкой. Я ценю любую музыку, в которой есть хоть что-то творческое, но я никогда не соглашусь ни с чьими категорическими мнениями, отвергающими всё, кроме своего пристрастия, а особенно с такими маниакальными «аксиомами», которые я прочел во вступительной статье о Чекалине и о тыкающей в электронные кнопки музыке из буклета к этому компакт-диску. Альбом. Я нашел много позитивного в музыке «Кончерто гроссо # 1», но позвольте мне продолжить разговор о негативных сторонах этого альбома, поскольку я уже начал критиковать вступительную статью о нем (это тоже, в частности) в Прологе. Прежде всего, вот трек, с которого начинается, имеющий два названия, «Медитация. Русская мистерия», хотя музыкальное содержание полностью отвечает лишь первому (на самом деле, «Медитация» это лишь что-то вроде космической музыки для медитации), меж тем как она не имеет ничего общего с тем, что было у Чекалина на уме в смысле подзаголовка. Русская Мистерия ни в коем случае не является вещью столь медитативно-простой, как музыка на этом первом треке. Я бы мог сейчас процитировать множество великих русских писателей, поэтов, композиторов, художников и актеров, но их представления о Русской Мистерии [загадочности] слишком похожи, в целом, между собой. Что касается музыки, русская загадочность, или, точнее, загадка русской души, была отчетливо выражена большинством серьезных русских композиторов в большинстве их работ. Так что, большинство русских композиторов классической музыки находятся в первом ряду выразителей загадки русской души. Начиная с Мусоргского и Чайковского, дальше Стравинского и Рахманинова, Свиридова и Шнитке, и заканчивая Артемьевым и даже прог-рок группой «Горизонт», не говоря о других, все понимали (и выражали в музыке) русскую душу как глубокую, сложную и, в то же время, темную и необъяснимую, в конце концов. Но «Медитация. Русская мистерия» не только одна из самых слабых пьес на этом альбоме, поверх всех музыкальных событий пьесы идет чей-то (Чекалина, как я догадываюсь) довольно мощный мужской вокал, который напоминает мне больше всего печальные стоны мусульманских молитв. Тогда как композиционно «Симфония причитов» звучит сходно с большинством пьес на этом альбоме, и «Языческий вокализ», будучи прямой противоположностью, инструментально почти пустой, оба они с начала до конца насыщены тем же печальным, ни в коем случае не языческим, но типично магометанско-молитвенным голосом с различимой восточной иероглификой (я слышу настоящие слова, хотя они, должно быть, на другом кобайском диалекте) [ Кобе – город в Японии?] Возвращаясь к «Медитации», которая в то же время «Русская мистерия», я просто не могу понять, где этот русский Михаил нашел связь между Русской Мистерией и мусульманской или пусть даже (ладно) языческой молитвой (которая тем не менее звучит точно, как мусульманская молитва)? Очень странное, мягко говоря, представление о Русской Мистерии существует в голове у этого совершенно особенного приверженца пения; особая же статья, его магические, действительно, как будто язычнические, священнодействия с синтезаторами, кнопками, сэмплерами, секвенсорами и другой черной / белой клавиатурой. За медитативным эмбиентным, скучным начальным треком следует единственная (и лучшая) в альбоме «Прелесть», которая звучит, как настоящая классическая музыка (академической школы, которая обходится без таких экзотических школ композиции как крайне сложная 12-ти тоновая система современной европейской школы или старая гамма из 5-ти нот классической восточной), исполненная с наибогатейшим использованием цифровых клавиш. Трек 3, почему-то названный «Камерная музыка», в действительности, не имеет с ней ничего общего. Эта, в целом еще одна очень хорошая, композиция звучит тоже как современная классическая музыка, однако лишь в первой половине, тогда как вторая часть имеет явные влияния авангардной классической музыки. В музыкальном смысле, все шесть оставшихся пьес (включая «Симфонию причитов» и исключая «Языческий вокализ») представляют фантастическую смесь совремнной авангардной классической музыки, настоящего авангарда и еще нескольких различных видов музыки (космической, шумовой, индустриальной, и т.д.). Слишком намешанный гибрид нескольких только что упомянутых музыкальный жанров и стилей весьма оригинально выглядит (хотя я слышал слишком мало электронной музыки, чтобы настаивать на последнем определении), и лично я нахожу все композиции, созданные в этой смешанной стилистике, по-настоящему интересными. Присутствует также множество оригинальных психоделических моментов (что гораздо лучше в отношении прогрессивных, нежели медитативных ландшафтов), как будто спрятанных в этих пьесах до поры до времени – пока какие-нибудь очень неожиданные (нет – по истине внезапные!) взрывы сверхновых или постапокалиптические индустриальные эпизоды не ошеломят и не сразят, как какие-то зловещие миражи. Так что, я бы не советовал тем, у кого нервное истощение и т.д., слушать этот альбом в наушниках, во избежание эмоционального потрясения. Заключение. Очень может статься, что некоторые приверженцы экспериментальной электронной музыки не разделяют моих личных претензий к названным вокализам и вокалу, но, в любом случае, две из трех композиций («Медитация. Русская мистерия» и «Языческий вокализ»), где этот монотонный печальный голос идет поверх инструментальной палитры всего трека насквозь, гораздо слабее, чем все остальные (особенно «Языческий вокализ», почти пустой что касается инструментальной музыки), которые, помимо единственного шедевра в этом альбоме («Прелесть», трек 2), по крайней мере, очень хорошие пьесы. Отчаянные головы всякого рода прогрессивной электронной музыки (сомневаюсь, что музыка на этом альбоме привлечет поклонников традиционных эмбиент – нью эйдж) обнаружат, что «Кончерто гроссо # 1» (по крайней мере, большей своей частью) это интригующий, необычный и очень интересный альбом. Progressive Rock Pages ProgressoR Detailed Reviews Chekahlin, Michael (Russia) – 1989/2001 – «Concerto Grosso # 1» 73 min, “Boheme Music”
 
< Пред.   След. >
More Info